Адаптация к детскому саду

Адаптация – это умение организма приспосабливаться к новой обстановке, к изменившимся условиям. Подобные изменения влияют на психику, поведение и настроение взрослого человека, малышу же приходится особенно тяжело. Ведь для него садик – абсолютно неизвестное пространство, испытывающее его новыми людьми и отношениями.

Адаптация к детскому саду

Сама адаптация к детскому саду требует от ребёнка больших энергетических затрат, вследствие чего происходит перенапряжение детского организма. А ещё в прежде устоявшуюся жизнь малыша входят несколько новых условий:

  • отсутствие родных – мамы, папы и бабушек/дедушек;
  • важность соблюдения четкого распорядка дня;
  • вынужденное контактирование с прежде незнакомыми сверстниками;
  • резкое снижение количества уделяемого времени – теперь ребёнок не является «центром вселенной», ведь педагогу нужно обратить внимание на всех деток;
  • необходимость подчиняться прежде незнакомому взрослому – воспитателям и нянечке.

Таким образом, жизнь ребёнка изменяется кардинально. Адаптационный процесс, кроме перечисленных изменений, приводит и к негативным сдвигам в детском организме. Мы же зачастую замечаем только то, что лежит на поверхности, – нарушения поведения. Однако постоянный стресс приводит к следующим проблемам:

  • проблемы со сном – ребёнок часто просыпается со слезами или отказывается ложиться в свою кроватку;
  • потеря аппетита или значительное его снижение – ребенок не хочет завтракать незнакомыми блюдами;
  • регрессия речевых навыков – иногда дети, уже умеющие складно говорить, начинают общаться словно младенцы;
  • некоторые крохи отказываются одеваться, «орудовать» столовыми приборами, хотя раньше с лёгкостью с этим справлялись;
  • прежде активные дети внезапно становятся медлительными и заторможенными, а спокойные малыши могут стать неуправляемыми и гиперактивными;
  • у ранее любопытных почемучек внезапно пропадает интерес к игрушкам и другим ребятишкам;
  • зачастую у малышей выражены только негативные эмоции – слезы «за компанию», страх перед воспитателем, боязнь расставания, агрессия и раздражение;
  • наблюдается и частая заболеваемость, поскольку во время привыкания защитные силы организма ослабевают, вот почему малыши так часто болеют в первые недели посещения ДОУ.

Важно понимать, что подобные перемены – не детские капризы, а закономерная реакция на изменившуюся обстановку. Вместе с окончанием процесса адаптации эти проблемы уйдут или значительно сгладятся. Но не стоит ждать, что позитивные сдвиги произойдут сразу же – через день или через неделю. Помните, ваш ребёнок – яркая индивидуальность.

Какой может быть адаптация к детскому саду?

Некоторые малыши обладают удивительной способностью быстро привыкать к новым условиям, другим же требуется намного больше времени. Подобные различия предполагают разные степени адаптации.

  1. Легкая адаптация длится до трех-четырех недель. Характерна для значительного числа малышей. Они посещают садик охотно, а все изменения, о которых мы говорили, очень быстро проходят.

В этом случае ребёнок:

  • спокойно заходит в группу;
  • смотрит взрослому в глаза, когда тот с ним разговаривает;
  • если нужно, способен обратиться за помощью;
  • проявляет инициативу при общении с детьми;
  • может поиграть сам с собой короткое время, но охотнее играет с ровесниками;
  • легко подчиняется правилам, адекватно относится к замечаниям и похвалам.
  1. Адаптация к детскому саду средней тяжести длится до полутора месяцев. Малыши, которых можно отнести к этой группе, часто болеют, однако нервных расстройств удается избежать. Частая заболеваемость объяснима – в дошкольном учреждении крохи «обмениваются» инфекциями, от которых страдают детки со слабым иммунитетом.

В данном случае ребёнок:

  • общается с воспитателем или одногруппниками, если он в хорошем настроении;
  • подождав несколько минут, включается в игру с ребятами, общается с ними;
  • выдает адекватные реакции на похвалу и критику в свой адрес;
  • иногда нарушает правила, чтобы проверить реакцию взрослых.
  1. Тяжёлая адаптация к детскому саду может длиться два месяца и больше. Ребёнок часто реагирует на новые условия не просто простудами, но и нервными срывами. Безусловно, этот вариант является самым неприятным для родителей и самого малыша. К счастью, такие случаи встречаются очень редко.

Ребёнок при этой степени адаптации:

  • категорически не желает идти на контакт, общаясь порой лишь через родителей;
  • мимолетно обращает внимание на игрушки, скользя по ним взглядом, не может играть в группе;
  • или боится обращённых к нему слов педагога, или вообще отказывается на них реагировать.

В случае если адаптация к детскому саду затягивается, обязательно обратитесь за квалифицированной помощью к психологу, педиатру или невропатологу (если это потребуется). И, конечно, уделяйте больше времени своему малышу.

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Комментарии:

Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Margarita:

    Если в семье у ребенка все ладно — то и адаптация к детскому саду проходит у него безболезненно и он радостен в ДОУ. А вот если с мамой у малыша нет контакта, он чувствует себя в семье заброшенным — то проблем с адаптацией в саду не избежать!

    Конечно, такому дитю страшно расставаться с мамой и оставаться в саду — ему кажется, что мама за ним не придет и у него нервное напряжение.

    …Мать должна с радостью расставаться в садике с ребенком — тогда и он будет спокоен.

    А ротавирус — это спутник ДОУ.

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К ГРУППЕ ВК
 
Логическая игра"Поймайте кота". Попробуйте окружить кота точками для того, чтобы он не убежал с поля. Не получилось? Не беда - начните сначала!
 
© 2017 Sonyaclub
Google+