Частые причины задержки речи ребёнка

Вопрос формирования речевых навыков – один из наиболее «животрепещущих». Причём родителей больше интересует, когда малыш должен заговорить, а вот о такой важной проблема, как частые причины задержки речи ребёнка, знают немногие. Почему эта информация полезна? Разбираясь, хотя бы поверхностно, в источниках языковых сложностей, можно вовремя заподозрить наличие патологии у своего чада. Специалисты выделяют две больших группы факторов, влияющих на развитие речи: социальные и физиологические. Их следует рассмотреть подробнее.

Частые причины задержки речи ребёнкаКогда ребёнок должен заговорить

Речь – важнейший психический механизм, стимулирующий все остальные процессы, в том числе мыслительные. Также оптимальный уровень формирования речевых умений позволяет не беспокоиться о развитии коммуникативных навыков.

Невзирая на индивидуальный темп психофизического развития, можно сравнить, насколько речевые способности конкретного ребёнка соответствуют усреднённым данным, которые вывели учёные по результатам многолетних исследований.

  • В первое полугодье жизни нормально развивающийся ребёнок слышит звуки и различает интонационную окраску речи взрослых. Это можно увидеть по его реагированию на громкий шум, необычные музыкальные произведения. На 7 месяце младенец активно лепечет и гулит, имитируя таким образом речь взрослых.
  • В 12 месяцев малыш способен понимать примерно 200 слов, однако произносит только порядка 10. Невзирая на то что пассивный словарь существенно превышает активный, ребёнок может слышать, воспринимать и выполнять некоторые родительские просьбы.
  • К 2-летнему возрасту активный словарь существенно расширяется и примерно составляет 50-100 слов. Маленький ребёнок уже способен составить короткую трёхсоставную фразу.
  • Речь развивается стремительно в период между двумя и тремя годами. Не только расширяется словарь (порядка 1200 слов), но и усложняется структура предложения. Кроме того, кроха теперь говорит о своей персоне от первого лица.

Дальше происходит ещё большее расширение запаса слов, усовершенствование грамматической структуры фраз и развитие коммуникативных навыков. Однако именно в 3 годика родители чаще всего и обнаруживают проблему, поскольку ребёнок активно вливается в детский коллектив и разница между ним и ровесниками становится очевидной.

Частые причины задержки речи ребёнка

Нередко задержанное развитие речи возникает из-за неблагоприятной социальной среды, отличающейся недостатком нормальных языковых контактов. Ребёнок попросту лишается возможности заговорить. Рассмотрим подробнее данные факторы.

  • Речевая депривация. То есть родители и близкие не способны удовлетворить естественные языковые потребности малыша. С ним просто не разговаривают.
  • Телевизор-воспитатель. Дети подрастают при постоянно работающем телевизоре, а речь родителей практически не слышна.
  • Гиперопека. Если взрослые не мотивируют ребёнка к общению, понимая всё с полуслова, то развитие речи замедляется.
  • Билингвизм. Проблемы с языковым развитием случаются в двуязычных семьях.
  • Стрессы. Повышенные эмоциональные нагрузки, продолжительные болезни, завышенные требования взрослых – всё это также негативно влияет на ребёнка.

Частые причины задержки речи ребёнка физиологической природы объединяют целую группу факторов, которые провоцируют повреждение речевых зон коры головного мозга. Анамнестические данные ребёнка с задержанным языковым развитием может содержать такие проблемы, как:

  • тугоухость;
  • недостаток кислорода во время внутриутробного развития;
  • тяжёлые роды;
  • тяжёлые болезни в первый годик жизни;
  • недоношенность (переношенная беременность);
  • внутриутробные инфекции;
  • анатомические дефекты челюстно-лицевого аппарата;
  • наследственность.

Таким образом, частые причины задержки речи ребёнка многообразны и даже могут сочетаться друг с другом. Установить патогенетический фактор крайне важно, поскольку именно от предпосылки патологии зависит необходимое лечение.

Наиболее эффективна коррекция, которая была начата до 3-летнего возраста. Обычно речевое недоразвитие, вызванное социальными факторами, исправляется быстрее, конечно, при условии активной вовлечённости родителей в этот процесс.

А вот речевая задержка, которая связана с биологическими особенностями, считается более проблемной. В такой ситуации необходима помощь не только логопеда, но и консультация с медицинскими работниками. Но об этом мы поговорим в следующих статьях.

Навигация

Предыдущая статья: ←

Комментарии:

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К ГРУППЕ ВК
 
Логическая игра"Поймайте кота". Попробуйте окружить кота точками для того, чтобы он не убежал с поля. Не получилось? Не беда - начните сначала!
 
© 2017 Sonyaclub
Google+