Эмоциональное воспитание детей

 

С тех пор, как Д. Майер и П. Салвей ввели в психологию понятие «эмоциональный интеллект», сделано немало открытий, подтверждающих важность эмоциональной компетентности человека. Установлено, что такие качества как влиятельность, стрессоустойчивость, толерантность и другие формируются в детстве, поэтому так важно эмоциональное воспитание детей.

На протяжении многих лет в образовании главную ценность представляла именно познавательная активность ребенка, поэтому в фаворе были предметы точного цикла. В 90-е годы прошлого века всерьез заговорили о гуманитарном образовании как источнике становления души человека, его эмоций.

В старших классах начали глубоко интерпретировать литературные произведения не просто с точки зрения сюжета и композиции, а со стороны характеров героев, мотивов их поступков. И тут оказалось, что детям, хорошо разбирающимся в математике и физике, такой подход давался с трудом. Стало очевидным, что эмоциональным воспитанием детей нужно начинать заниматься значительно раньше, еще в дошкольном возрасте.

Как развивать эмоции детей до 3 лет?

Безусловно, первыми наставниками и примерами для подражания для малыша являются его родители и близкие, живущие рядом. Это его естественный круг общения, поэтому крайне важно, чтобы взрослые, вступая в контакт с ним и друг с другом, были доброжелательны и сдержанны.

Иногда приходится слышать возражение: «Но ведь ребенку предстоит жить в жестоком мире, где каждый сражается за место под солнцем. И если он видит только положительные эмоции, то как сможет противостоять чьей-то агрессии? Пусть видит, как надо реагировать!»

Дело в том, что в младенческом возрасте дети лишены аналитических способностей, у них нет собственной позиции, зато они очень тонко чувствуют настроение мамы, могут страдать от ее переживаний и даже заболеть, если находятся среди негативно настроенных людей долго. Эмоциональное воспитание детей Для правильного развития эмоциональной сферы младенцу надо совсем немного: ласковый мамин голос, теплые прикосновения, смена интонаций. Очень хорошее средство – детские песенки, которые могут петь малышу родные, особенно мамина колыбельная.

Не случайно у всех народов мира фольклор, рассчитанный на детей, составляет значительную часть культурного наследия. Благодаря простым словам с глубоким смыслом, понимание которого на уровне сознания приходило гораздо позже, маленький человек учился чувствовать. Колыбельная успокаивала, ее неспешный ритм способствовал вхождению в особое состояние безопасности.

Если же младенец рос без контакта с матерью, в обстановке резкости и враждебности, он вырастал агрессивным, замкнутым и даже жестоким. Горцы говорят о бессердечном человеке: «Над ним не пела мать».

Эмоции выполняют важную роль в обозначении для ребенка границ допустимого. Малышу трудно объяснить, почему пытаться стянуть с плиты горячий чайник опасно для жизни, почему нельзя залезать на подоконник: ему не свойственны опасения взрослых – он познает жизнь на собственном опыте. Ваша реакция подчас становится единственным ориентиром в бесконечных «можно» и «нельзя».

Сейчас есть прекрасные записи классических произведений мировой музыкальной культуры в обработке для детей. Слушайте Моцарта и Альбинони, Грига и Римского-Корсакова вместе. Маленькие дети, чей вкус еще не испорчен «попсой», хорошо чувствуют музыку и с удовольствием рассказывают о своих впечатлениях. В 3 года они уже уверенно говорят: «Это веселая мелодия, а это грустная». Это хороший опыт восприятия эмоций композитора, которые тот испытывал в момент создания музыки.

Эмоциональное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Если есть возможность отдать ребенка в детский сад, сделайте это. Находясь какое-то время среди своих сверстников и других взрослых, он испытает новые эмоции, которые будут чрезвычайно важны для последующего вхождения в школьный коллектив.

Если же такой возможности нет, то проводите занятия по развитию эмоций самостоятельно. Включайте задания по этой теме в сценарии домашних детских вечеринок.

Например, детям старшего дошкольного возраста нравится игра «Кто так улыбается?»

Для этого нужно сделать несколько карточек с надписями «Буратино», «Карлсон», «Дед Мороз», «Карабас-Барабас», «Баба Яга» и т.д.

Вытянув карточку, ребенок должен изобразить улыбку доставшегося ему героя. Эмоциональное воспитание детей Или упражнение «Смайлики». Нарисуйте на кружочках из бумаги рожицы – смайлики с разным выражением.

Задача ребенка повторить эмоцию смайлика.

Можно задавать дополнительные вопросы: «Почему ты решил, что он сердится?» и т.д.

Помните, что культура выражения эмоций связана с психикой. Чем полнее будет эмоциональная жизнь вашего ребенка, тем больше у него шансов избежать стрессов и неудач во взрослой жизни.

P.S. Дорогие читатели блога «Соня клаб», если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Спасибо!

Навигация

Предыдущая статья: ←

Комментарии:

Обсуждение: 2 комментария
  1. Спасибо за информацию вы мне очень помогли

  2. Маришка:

    Очень задело за душу выражение горцев про бессердечных людей: «Над ним не пела мать». И это истинно так! Согласна и с тем, что культура проявления эмоций связана с психикой. Симптом, один из них, шизофрении именно в оскудении эмоций.

    Но я категорически против детского сада! Детьми там совсем не занимаются. Не разговаривают с ними, кто добрый или злой в какой-нибудь сказке. Большинство садиков такие у нас, увы.

    Одно могу сказать: хорошая, добрая, умная, любящая мать — это подарок судьбы. А еще жизнь, социалка в РФ такие, что у женщин много дел, забот и работы. Поэтому всю себя посвятить детям они не в силах, просто физически. Не то, что в Германии и др. странах: живешь на пособие или хороший декретный и люльку качаешь беззаботно и песенки поёшь. 🙂

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К ГРУППЕ ВК
 
Логическая игра"Поймайте кота". Попробуйте окружить кота точками для того, чтобы он не убежал с поля. Не получилось? Не беда - начните сначала!
 
© 2017 Sonyaclub
Google+