Как научить ребенка пересказу

Прежде чем понять, как научить ребенка пересказу, давайте разберемся, что такое пересказ и для чего он нужен? Это изложение любого авторского текста своими словами. Цель пересказа заключается в тренировке памяти, развитии речи, подготовке ребенка к работе с объемными произведениями, к изучению устных предметов.

Как научить ребенка пересказу

Именно с понимания и воспроизведения чужих мыслей начинается любой анализ, а также переговоры. В этом смысле умение пересказывать текст открывает большие перспективы для будущих юристов, филологов, политиков, которым важно говорить убедительно, свободно.

С чего начать?

Маленькие детки обычно проявляют склонность к пересказу, когда им часто читают сказки вслух. Примерно в три года они с радостью сами пытаются воспроизвести историю Колобка, зверей из сказки «Теремок» и т.д. Скорее всего, сказку они просят прочитать много раз, поэтому почти точность воспроизведения почти дословная. Это нужно приветствовать, побуждать ребенка вспоминать, что случилось с тем или иным персонажем.

Но самое главное, не спешите поскорее оставить малыша одного после прочтения новой сказки, поговорите с ним о ней, помогите вспомнить детали.

Произведение должно быть простым и соответствовать возрасту ребенка. Замечательные русские народные сказки, любимые многими детьми произведения Носова, Михалкова, Маршака, книги Шарля Перро хорошо подходят для обучения малышей пересказу.

Как разговаривать с детьми о книге?

Для дошкольников навык пересказа становится особенно важным, потому что является одним из признаков их готовности к школе. От того, как взрослые построят методику работы, будет зависеть, насколько хорошо малыш освоит новое для себя занятие.

Как научить ребенка пересказу с использованием вопросов?

В первую очередь, стремитесь задавать открытые вопросы по прочитанному. Они начинаются со слов «как», «что, «где», «для чего» и т.д. Например:

– Как Незнайка оказался на Луне?

– Как мальчик с пальчик спас детей от людоеда?

– Где Серый Волк встретил Красную Шапочку?

Вопросы возвращают детей к содержанию произведения, активизируют их память.

В процессе обсуждения взрослый может намеренно делать ошибки в собственных суждениях, чтобы ребенок поправил его, возвращая к правильной интерпретации прочитанного.

Не забывайте, что разговор о произведении должен вестись в доброжелательной манере и не напоминать допрос.

По возможности привлекайте внимание ребенка к особенностям языка произведения, художественным деталям, интересным описаниям, чтобы он чувствовал неповторимость авторского стиля, пока еще на своем, детском, уровне.

Пересказываем с использованием иллюстраций

Хороший вариант обучения ребенка пересказу – использование иллюстраций. Узнавая на картинке знакомых героев, он станет использовать иллюстрацию как опорный материал, восстанавливая по памяти подробности текста.

В качестве таких пособий часто используются картины русских художников, например, Васнецова, на сказочные сюжеты. Можно приобрести и наборы иллюстраций к произведениям детской литературы, которые продаются в книжных магазинах как учебный материал.

При использовании иллюстрации, вы получаете отличную возможность визуализировать часть сюжета сказки, а задача ребенка – восстановить недостающие события. Это очень полезное упражнение, развивающее не только память, но и причинно-следственные связи, логику.

Методика обучения пересказу О. Андреева

Одно из современных увлечений – скорочтение. Знатоки утверждают, что это оптимальный способ использования скрытых ресурсов организма для лучшего усвоения информации. В основе методики О. Андреева лежит работа с текстом, в том числе пересказ.

Согласно этой методике, научить ребенка пересказу можно через выделение в тексте наиболее значимой информации. Кроме названия и автора произведения, главной информацией будут факты (имена героев, даты, места событий и т.д.) и действия (события, поступки). На основании нее в дальнейшем строится его изложение.

Автор методики утверждает, что усвоив такой порядок работы с текстом, ребенок никогда не будет испытывать проблем с пересказом.

 

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Комментарии:

Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Margarita:

    Ну, начём с того, что любые умения и таланты в нашей стране, в том числе и «умение пересказывать текст» ещё не «открывает большие перспективы» сами по себе! 🙂 Я уверена, что не надо в воспитании и обучении детей слишком оперировать к тому, что только их умения и труд дадут им зелёный свет в жизни. Увы, деньги и связи — вот залог успеха в России (не в жизни, а именно в этой стране!): «для будущих юристов, филологов, политиков», даже при отстутствии всяких умений! 🙂

    Надо вообще как-то написать вам такую статью, как на доступном детям языке объяснять им реалии жизни в данной стране, а то у них будут глобальные стрессы, разочарования при столкновении с ней в старшем возрасте.

    По теме. Пересказу можно учить ещё, предлагая визуализировать прочитанное. Так можно и стихи учить, так проще. Читая тексты, описания природы, персонажей, сюжета — просто представлять это всё. Такие внутренние иллюстрации, визуализация прочитаного поможет запомнить суть текста и пересказать его с лёгкостью.

    Считаю важным для общего развития после прочтения или прослушивания детских сказок, стихов и рассказов предложить ребенку нарисовать то, что он услышал и прочитал.

    Это не только интересно и творческ, но и запомнить суть для пересказа текстов помогает.

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К ГРУППЕ ВК
 
Логическая игра"Поймайте кота". Попробуйте окружить кота точками для того, чтобы он не убежал с поля. Не получилось? Не беда - начните сначала!
 
© 2018 Sonyaclub
Google+