Как нельзя наказывать ребёнка

Что делает среднестатистический родитель, когда ребёнок капризничает, отвратительно себя ведёт, истерит перед витриной с вожделенными игрушками? Подавляющее большинство взрослых кричат, угрожают лишением всевозможных благ, а то и прикладываются к «пятой точке» маленького хулигана. Однако психологи не уверены в позитивности подобных дисциплинарных методов и постоянно рассказывают о том, как нельзя наказывать ребёнка. Попробуем и мы понять, как воспитывать малыша и одновременно не переступать грань между дисциплиной и насилием над детской личностью.

Как нельзя наказывать ребёнкаСитуации вне наказания

Воспитание ребёнка – проблема достаточно щекотливая, поскольку необходимо выбрать своеобразный баланс между дисциплинарными и поощрительными мерами. Давайте разберёмся, за какие детские поступки не следует наказывать малыша.

  • Миропознание. Маленький ребёнок, сующий в рот камни, трогающий утюжок, разбирающий на части куклы и машинки, – это исследователь окружающей действительности. Разумеется, подобное поведение будет естественным для малышей 3 лет, далее можно считать такие поступки шалостью.
  • Отсутствие навыков. Наказание ребёнка за неловкость, неумение пользовать горшком, разбитую чашку также не является уместным действием, поскольку налицо детская неопытность и отсутствие умений и знаний.
  • Чрезмерная привязанность. Нередко можно видеть, как ребёнок плачет, не желая отпускать мать от себя. Подобное поведение характерно для чрезмерно эмоциональных малышей и детей, привязанных к родителям. Естественно, наказывать за подобные привычки и особенности нельзя.
  • Непосредственное поведение. Дети с лёгкостью нарушают правила или выдумывают какие-либо истории в силу собственной непосредственности и наивности. От наказания следует воздерживаться, а вот поговорить о разумности детского поведения всё же следует.
  • Физиологические особенности. Если ребёнка мутит в транспорте или он страдает от энуреза, наказание не просто не улучшит детское поведение, а существенно усугубит имеющиеся проблемы, так как нельзя наказывать ребёнка за особенности физиологии. В этом случае лучше показать малыша доктору.

Таким образом, стоит внимательно оценивать детское поведение и дифференцированно подходить к вопросу наказаний и поощрений. Кроме того, нужно помнить, что большим плюсом станет родительская последовательность в отношении воспитания ребёнка.

Как нельзя наказывать ребёнка

Ниже приведены наиболее неэффективные и малополезные варианты дисциплинарного воздействия на детское поведение. Конечно, нужно понимать, что малыш – уже личность со своими особенностями, поэтому следует придерживаться индивидуального подхода в выборе методов наказания и поощрения.

  1. Телесное наказание. По убеждению экспертов, шлепки, подзатыльники и порка – насилие над детской личностью, которое провоцирует всевозможные психологические проблемы. От подобных воспитательских методов лучше отказаться, заменив их более конструктивными воздействиями.
  2. Крики. Кричащий родитель – это беспомощный человек, не могущий справиться со сложившейся ситуацией. Психологи рекомендуют не орать, а высказывать свои претензии спокойно, взвешенно, переключая внимание на иные события или объекты.
  3. Изоляция в тёмной комнате. Очень жестокий метод дисциплинарного воздействия, который чреват развитием всевозможных фобий, боязнью одиночества, холодностью в детско-родительских отношениях. Если нужно изолировать ребёнка, пусть это будет светлое помещение и лишь на короткий промежуток времени.
  4. Угроза. Родитель, постоянно угрожающий своему чаду, демонстрирует неумение договариваться и решать конфликты конструктивно. Однако такой метод можно трансформировать в более приемлемый вариант – техника естественных последствий. В данном случае следует предупреждение об итогах неразумного поведения ребёнка.
  5. Сравнивание с ровесниками. Подобный метод наказания, невзирая на кажущуюся безобидность, наносит боль малышу. Сравнивая своё чадо с другими ребятишками, родитель понижает детскую самооценку, предаёт малыша. Лучше указывать на недопустимость определённых поступков, сравнивая его с ним же самим.

Размышляя над тем, как нельзя наказывать ребёнка, родители чаще всего опираются на свои собственные воспитательские традиции и знания. Можно ли вообще обойтись без дисциплинарных мер? К сожалению, на практике без наказаний сложно ввести границы дозволенного. Поэтому следует выбирать те методы, которые не будут унижать ребёнка, а подвигнут его на изменение поведения.

Навигация

Комментарии:

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К ГРУППЕ ВК
 
Логическая игра"Поймайте кота". Попробуйте окружить кота точками для того, чтобы он не убежал с поля. Не получилось? Не беда - начните сначала!
 
© 2017 Sonyaclub
Google+