Как общаться с ребёнком-аутистом

Заболевания аутистического спектра стали обсуждаемыми в нашей стране относительно недавно, и до сих пор данный диагноз пугает и оставляет в недоумении родителей. А ведь детей-аутистов достаточно много: согласно сведениям ВОЗ, патология обнаруживается у одного из 100 малышей, причём мальчишки чаще сталкиваются с ней, чем девочки. Вот почему так важно понимать, что представляет собой данное психологическое расстройство, как общаться с ребёнком-аутистом. Подобные знания помогут мамам и папам избавиться от многочисленных страхов и по-новому взглянуть на процесс коммуникации с «особенным» малышом или подростком.

Как общаться с ребёнком-аутистомОсобенности аутизма

Нарушения аутистического характера – человеческая особенность, влияющая на поведенческие, общественные и коммуникативные умения. У ребёнка-аутиста они либо вообще отсутствуют, либо развиваются непривычно и по-особенному. Некоторые дошкольники и подростки являются «выраженными» аутистами или же достаточно неплохо приспосабливаются к окружающей среде.

Рассмотрим основные симптомы аутистического расстройства у детей:

  • нарушенные коммуникативные навыки (неумение либо полное нежелание контактировать с обществом);
  • боязнь новизны, изменений в привычной среде (ребёнок крайне негативно может реагировать на любую перемену, даже на смену шапки или кружки);
  • стереотипность в поведенческих и игровых действиях (малыши могут буквально 5-6 часов сортировать пуговицы, играть в одну и ту же игру, мыть ручки и пр.);
  • речевые нарушения различной степени выраженности (однако это не обязательный признак, чаще всего проблемы с речью возникают при тяжёлой форме аутизма);
  • крайняя чувствительность к сенсорным раздражителям (многие дети-аутисты ярко и обычно негативно реагируют на прикосновения, громкие звуки, свет и пр.).

Кроме того, у маленьких аутистов может наблюдаться задержанное усвоение навыков самообслуживания. «Особые» малыши часто не умеют чистить зубы, правильно и в соответствии с возрастом посещать туалет, даже просто умывать лицо.

Что касается интеллектуального развития, то здесь не всё однозначно. Среди аутистов много ребятишек с умственной недостаточностью. Также можно выделить детей с нормальными умственными показателями или даже юных гениев в определённой сфере.

Таким образом, перед тем как разобраться в вопросе, как общаться с ребёнком-аутистом, необходимо понять его особенности, сильные и слабые стороны. А уже исходя из личностных качеств и выраженности симптоматики, нужно строить коммуникативный стиль взаимодействия.

Как общаться с ребёнком-аутистом

Правил общения с малышом, страдающим аутистическим расстройством, множество. Но мы постарались выделить несколько самых важных, явных и последовательных. Давайте разбираться, как же взаимодействовать с «особым» малышом или тинейджером.

  1. Обеспечьте выполнение ритуалов. Рутинные действия, повторяющиеся каждодневно, упрощают жизнь ребёнка. Если малыш знает, что его расчёска находится на первой полочке слева, значит, нельзя её перекладывать в иное место.
  2. Визуализируйте общение. Аутистам свойственно проще воспринимать зрительную информацию, чем слуховую. Проще всего визуализировать то, что вы желаете донести до ребёнка. То есть идеальный вариант – использование картинок.
  3. Говорите односложно. Простая речь – залог понимания. Не нужно разглагольствовать с малышом, рассказывая ему, что за окном отличная погода, светит солнышко и пр. Достаточно просто предложить ему погулять.
  4. Избегайте спешки. Нельзя спешить при общении с аутистичным ребёнком. Он по-особенному обрабатывает информацию, поэтому на заданный вопрос может ответить или отреагировать через значительный промежуток времени.
  5. Поощряйте ребёнка. Откажитесь от наказаний, вместо них используйте поощрения. Неправильные поступки игнорируйте, а хорошее поведение следует всячески поощрять. При этом лучше не выдавать сладости и прочие «вознаграждения». Оптимальный вариант – доброе слово или действие.

Разумеется, подобные правила не могут считаться универсальными. Каждый случай аутистического расстройства индивидуален, и невозможно найти двух одинаковых детей-аутистов. И всё же подобные сведения принесут пользу родителям и другим взрослым, поскольку побудят их более подробно разбираться в том, как общаться с ребёнком-аутистом.

Навигация

Комментарии:

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К ГРУППЕ ВК
 
Логическая игра"Поймайте кота". Попробуйте окружить кота точками для того, чтобы он не убежал с поля. Не получилось? Не беда - начните сначала!
 
© 2018 Sonyaclub
Google+