Какие сказки читать детям?

Сказки – древнейший вид фольклора, неисчерпаемая копилка мудрости разных народов. С давних пор с их помощью в сознании детей закреплялись понятия о добре и зле, силе и слабости, правде и лжи, мудрости и глупости. И сегодня книги сказок становятся первыми и самыми любимыми у большинства малышей. Однако взрослым следует тщательней выбирать, какие сказки читать детям, чтобы они принесли им пользу. При выборе нужно принимать во внимание и возраст ребенка, и его темперамент, и предпочтения.

какие сказки читать детям

Сказки для самых маленьких

С какого возраста малыши готовы слушать сказки? Многие родителя удивятся: практически с рождения. Нет, дети не поймут смысл сказки, но ее плавный ритм, повторы слов успокоят их. Крошкам до года нужно не читать, а рассказывать сказки, ведь младенцам не важны картинки в книге, но они с удовольствием слушают мамин голос, привыкают к теплым, добрым интонациям.

Наряду с колыбельными сказки имеют большое значение для формирования характера ребенка, его личности. Это хорошее средство для установления эмоционального контакта между взрослым человеком и малышом. Уже на первом году жизни кроха начинает энергично реагировать на знакомые слова: «Кто-кто в теремочке живет?», «я от дедушки ушел, я от бабушки ушел…»

Почему дети, воспитанные на сказках, добрее своих сверстников, лишенных этого? Учеными доказано: малыши стремятся к стабильности, которая для них является признаком безопасности. Знакомые сказки дают им то же чувство защищенности, что и затертые до дыр старые игрушки, которые они часто предпочитают новым и красивым.

Так что, выбирая, какие сказки читать детям до трех лет, обратите внимание на короткие произведения с частыми повторами, небольшим количеством героев, динамичным сюжетом. Подойдут и «Репка», и «Колобок», и «Курочка Ряба». Важно, чтобы герои этих сказок были узнаваемы: люди, животные, птицы, рыбы.

Читайте сказки выразительно, имитируя голосом звуки, издаваемые зверями и птицами. Это важно, потому что детки усваивают речь, учатся воспринимать на слух различные фразы, запоминают лексические повторы и интонацию, стараются их воспроизводить.

Что читать дошколятам?

Трех-четырехлетки хорошо воспринимают книжки с картинками: чем красочнее, тем лучше. К привычным для детей русским народным сказкам с простым сюжетом могут добавляться произведения народов мира. Вы убедитесь, что фольклор разных стран имеет много общего. Существует филологическое понятие «бродячий сюжет». То есть у русских, венгерских, французских, кавказских, украинских, английских сказок одни и те же герои, у них схожие судьбы, испытания, волшебные помощники. При чтении этих сказок кругозор ребенка расширяется, в возрасте четырех лет он уже стремится пересказывать тексты и фантазировать на темы понравившихся произведений.

В зависимости от того, какие сказки читать детям, можно понять, какие у них предпочтения. Например, энергичным деткам нравится английская сказка «Три поросенка», а более спокойным и рассудительным русская – «Гуси-лебеди».

Младших дошкольников можно приобщать и к литературной сказке. Дети с радостью слушают и учат наизусть большие отрывки из произведений С. Я. Маршака, К. И. Чуковского. Они подолгу могут переживать истории о приключениях «Красной Шапочки», «Храбреца-молодца», «Мальчика с пальчика» и других героев, которые быстро становятся любимыми.

Полезно поговорить с малышами о прочитанном. Вопросы должны быть достаточно простыми:

  • Кто из героев тебе понравился и почему?
  • Кто в сказке хороший, а кто плохой?
  • Почему девочку назвали Красной Шапочкой?
  • Какой поросенок построил самый надежный и неприступный дом?

Это позволит ребенку лучше усвоить содержание, понять сокровенный смысл сказки.

Сказки для старших дошкольников

Старшим дошкольникам можно читать практически любые сказки. Психологи говорят, что они не обязательно должны быть только с «добрым» сюжетом. С одной стороны, важно помочь ребятам утвердиться в мысли о неизбежной победе добра, но нужно помнить, что сказки должны готовить их к реальной жизни, которая бывает разной.

Например, сказка Г. Х. Андерсена про маленькую девочку со спичками, которая погибла в светлый праздник Рождества, должна пробудить в детях жалость к людям, попавшим в сложную ситуацию. А «нетленный» «Аленький цветочек» Аксакова покажет им, как важно держать обещание.

Беседы о прочитанном в сказках должны стать более глубокими:

  • Почему Морозко помог бедной девочке и наказал дочку ее мачехи? («Морозко»)
  • Как Герда спасла Кая? («Снежная королева»)
  • Как добро победило зло в сказке …? (любая сказка)
  • Как заканчивается сказка Андерсена о Русалочке? А как бы ты ее закончил? Почему? («Русалочка»)

Размышляя о том, какие сказки выбрать для чтения ребенку, помните, что они должны быть разнообразными (волшебными, бытовыми, о животных) и оставлять в душах детей яркий след, учить их чуткости, доброте, взаимопониманию с другими людьми, прививать им вечные ценности, пробуждать их творчество и фантазию.

 

Навигация

Следующая статья:

Комментарии:

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К ГРУППЕ ВК
 
Логическая игра"Поймайте кота". Попробуйте окружить кота точками для того, чтобы он не убежал с поля. Не получилось? Не беда - начните сначала!
 
© 2018 Sonyaclub
Google+