Коммуникативное развитие ребенка
Коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста включает в себя мотивацию на общение с окружающими, умение контактировать с ними и знание норм общения: навыки слушания собеседника, умения сопереживать и правильно разрешать конфликтные ситуации.
Целенаправленная работа ведется в детских дошкольных учреждениях и школах, но стиль поведения и взаимоотношений с людьми складывается у человека на протяжении всей жизни. Особенно важно в детском и юношеском возрасте иметь в качестве примера правильные модели поведения взрослых в семье.
Ни садик, ни школа не смогут скорректировать поведение ребенка, который в семье не наблюдает примеров достойного общения людей друг с другом. Так что первыми учителями, преподающими детям бесценные уроки уважения, сочувствия, доброты, терпения, любви, становимся мы, родители. Только при этом условии коммуникативное развитие ребенка будет нормальным.
Откуда берутся проблемы в общении?
Истоки многих проблем в общении, как было установлено специалистами, заключаются
- в неблагополучных отношениях внутри семьи, когда взрослым не хватает последовательности в воспитании ребенка
- в личностных особенностях самого ребенка, сформированных неверным подходом в воспитании
- в темпераменте (например, дети-холерики нередко с трудом сдерживают эмоции, бывают конфликтными, а флегматики, напротив, могут вызвать раздражение медлительностью, с трудом сходятся со сверстниками)
- в наличии психических, физиологических и соматических заболеваний
На все эти причины можно и нужно влиять, только делать это аккуратно, стараясь не травмировать личность ребенка. Например, при воспитании в семье при «перекосах» со стороны родителей можно наблюдать безмерное восхищение своим «сокровищем», которое от такого отношения быстро превращается в домашнего тирана, маленького монстра, держащего в подчинении всех в доме.
Некоторые, напротив, стараются создать для ребенка «спартанские», как им кажется, условия, чтобы вырастить его «настоящим мужиком». В результате они ломают детскую психику наказаниями за малейший проступок и «воспитывают» или затравленное и униженное существо, или труса, боящегося сильных и безжалостно подавляющего слабых.
Труднее всего приходится родителям тех детей, кто имеет заболевания, препятствующие активному общению со сверстниками: синдром Дауна, ДЦП, проблемы со зрением, слухом и т.д. Но сегодня известно множество примеров, когда благодаря любви и оптимизму родных, такие дети находят путь к множеству людских сердец и общаются не менее успешно, чем их здоровые ровесники.
Игры для развития коммуникативных навыков
В детских дошкольных учреждениях и развивающих центрах накоплен богатый опыт по проведению командных игр и соревнований, развивающих коммуникативные навыки детей. Вот несколько примеров, которые можно использовать на детских праздниках и вечеринках.
Волшебный лес
Цель игры: научить детей выбирать такие способы общения, которые помогают договариваться.
Дети делятся на две команды. Одна становится «волшебным лесом», другая – «путниками». Задача путников – пройти через лес, где деревья-дети стоят плотно, плечом к плечу. Чтобы пройти через лес, нужно «договориться» с волшебными деревьями: если путник был спокоен и вежлив, то они его пропускают, а если нетерпелив и груб, то задерживают.
Знатоки вежливых слов
Цель: напомнить детям вежливые слова, укрепить дружбу и доброжелательные отношения между ними.
Все ребята встают в круг, в центре которого стоит ведущий – взрослый с мячом. Он предлагает каждому ребенку, поймав мяч, бросить его обратно, сказав вежливое слово: «спасибо», «пожалуйста», «будьте здоровы», «благодарю», «очень приятно» и т.д. Если ранее дети не играли в такую игру, то перед ее началом предложите им вспомнить вежливые слова, которые они знают.
За стеклом
Цель: закрепление навыков невербального общения.
Дети должны сесть друг напротив друга. Ведущий сообщает им, что их разделяет толстое стекло, не пропускающее звук. Первой группе нужно сообщить второй жестами, что они
- хотят пить
- очень рады их видеть
- замерзают
- забыли дома головные уборы и т.д.
Эти и другие игры помогут ребятам понять тонкости общения.
В наш век сильной разобщенности, когда уже почти забыта традиция обмениваться длинными письмами и ходить друг к другу в гости, так важно передать детям умение и желание общаться, дружить, понимать людей. Ведь в этом будет состоять их человеческое счастье: и в семье, и в работе.
Навигация
Предыдущая статья: ← Художественное развитие ребенка
Следующая статья: Как подготовить ребенка к детскому саду →
- Безопасность детей (52)
- Воспитание детей (1 419)
- Детские праздники (42)
- Здоровье детей (243)
- Мода для девочек (21)
- От автора (9)
- Развитие детей (364)
- Рецепты (45)
- Семейные путешествия (17)
Не знала, что если наказывать ребенка за каждый проступок — вырастет затравленное и — униженное (!!!) — СУЩЕСТВО. Горько и жалко таких детишек.
Мне понравилась игра в «Вежливые слова» с мячом и «За стеклом». Очень интересно, возьму на вооружение себе.
Не согласна, что в «наш век» люди не пишут длинных писем и какие-то проблемы с общением. Пишут письма электронные, видео и фотописьма. ММС-сообщения и видео-сообщения на телефон — это у всех постоянно. Век изменился,а люди все те же. Природа людей не изменится никогда.
Шататься по гостям — вообще некультурно. Особенно без предупреждения по телефону. юди также часто встречаются, но вне дома: на дискотеке, в клубах, в кафе, на улице и… в гостях. 🙂
На мой взгляд это реально рабочие методы.