Метод воспитания Глена Домана

Среди педагогов всего мира, наверное, не найдется ни одного, кому не был бы знаком метод воспитания Глена Домана. Это уникальная система развивающих занятий для дошкольников, основанная на свойствах человеческого мозга воспринимать и удерживать информацию.

Метод воспитания Глена Домана

Создатель этого революционного метода – талантливый нейрохирург Глен Доман – пришел к нему не сразу. Работая с детишками, у которых были зафиксированы нарушения центральной нервной системы, врач решил найти способы стимуляции «резервных» клеток головного мозга, которые могли бы начать работать и сгладить дисфункцию. Для этого он использовал карточки с изображенными на них в хаотичном порядке красными точками.

Сначала целью Домана было научить детей фиксировать взгляд. Достигнув успеха, он пошел дальше и стал показывать им карточки с картинками, словами. Результат превзошел ожидания: малыши, ранее считавшиеся безнадежными, стали развиваться. Их мозг «заработал»!

Эти первоначальные эксперименты, затем положенные в основу широко известного сегодня метода воспитания Глена Домана, со временем стали применяться и в отношении здоровых ребят. Основанием для этого стали успехи детей с пороками развития, которые часто обгоняли своих ровесников, не обремененных тяжелыми заболеваниями.

Суть методики Глена домана

Не будем забывать, что создатель этой системы раннего развития был нейрофизиологом, поэтому акцент делал именно на ресурсах мозга человека. Мнению непосвященных, привыкших считать, что «голова предмет темный и исследованию не подлежит», Доман противопоставил важнейшие принципы, открытые им:

  • Для того чтобы мозг рос и развивался, он должен работать
  • Не стоит бояться нагружать мозг малыша с рождения – это лишь будет способствовать росту его интеллекта
  • Ребенка надо ежедневно заставлять двигаться, формируя у него «двигательный интеллект» (терминология Г. Домана) Осваивая один навык, мозг «запускает» программу освоения следующего. Так дети раньше ожидаемых сроков начинают ползать, ходить, говорить и т.д.
  • До трех лет мозг ребенка развивается особенно интенсивно: он буквально «запрограммирован» на обучение и не нуждается в дополнительной мотивации. Все, что вы вложите в голову малыша в этом возрасте, составит его интеллектуальную базу в дальнейшем. К трем годам развитие мозга уже не настолько бурное, а к шести годам оно еще более замедленное. Отсюда популярное нынче выражение «после трех уже поздно». Кстати, именно так назвал свою книгу М. Ибука, тоже поднимающий вопрос раннего развития детей
  • Чтобы процесс обучения был эффективным, он должен быть непрерывным

Таким образом, метод воспитания Глена Домана основан на активизации скрытых резервов человеческого организма, которые не задействуются или используются опосредованно в прочих педагогических системах.

На что обратить внимание при выборе метода воспитания глена домана?

Несмотря на инновационность и доказанную эффективность метода он вызывает у специалистов некоторые вопросы.

Сама система кажется довольно простой. В день по нескольку раз ребенку показываются карточки с разными изображениями в определенной последовательности: десять тематических сеансов по 10 секунд каждый. При этом о каждом изображении малышу сообщается какой-то значимый факт. Например, место обитания какого-то животного. Постепенно информация накапливается в памяти ребенка, позволяя ему оперировать сложными понятиями в очень юном возрасте.

Действительно, говорят специалисты, ребеночек ясельного возраста, сообщающий, сколько лет назад на Земле жили птеродактили, производит впечатление вундеркинда, но при этом он пассивен при получении информации. Мама сама держит в руках карточку, сама о ней говорит, следит за тем, чтобы малыш не отвлекался.

Эту «механистичность» метода воспитания Глена Домана отмечала и Сесиль Лупан. Она добавила в его систему эмоциональности и творчества, ведь детям мало получить «биты информации» для памяти, нужно еще научиться осмысливать ее, анализировать. Система Домана этого не учитывает, потому что рассматривает мозг ребенка как процессор компьютера, и в этом состоит ее слабость: человек гораздо сложнее машины.

Большинство психологов одобряет сам принцип подачи информации в виде картинок, но призывает дополнять его другими видами деятельности. Например, чтением сказок, пальчиковыми играми, песенками, потешками.

Кроме того, большим «минусом» системы Домана является ее трудоемкость: нужно заготовить несколько тысяч карточек и потом несколько лет жизни безраздельно посвятить ребенку, не отходя от него целыми днями.

Глен Доман утверждает, что с помощью его методики можно воспитать физически и интеллектуально совершенного человека. Но все же, прежде чем выбрать ее, прочтите книгу С. Лупан «Поверь в свое дитя».

Смотрите также развивающий мультфильм на основе метода воспитания Глена Домана:

 

Навигация

Следующая статья:

Комментарии:

Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Zlatovlaska:

    Да, все правильно: ТОЛЬКО картинки-карточки это или для детей с отклонениями в развитии для их коррекции или для тестирования психиатрами взрослых и детей. Еще клинические психологи выявляют склонность к психическим отклонениям с помощью карточек. И у детей и у взрослых. Тест Люшера или метод исключения 4-го лишнего.

    Карточки это вообще не плохо. Но лишь одни карточки перед ребенком — это, извините, напомиает цирк и дрессировку.

    Картинки — это отлично. Даже в интернете, просматривая ранее невиданные виды природы, фото животных — человек, ребенок — развивается умственно и отдыхает душой.

    Чтобы познать истину, суть предмета — на него нужно посмотреть со всех сторон. Поэтому сказки, потешки песенки и др. вкупе с карточками могут принести пользу развитию.

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К ГРУППЕ ВК
 
Логическая игра"Поймайте кота". Попробуйте окружить кота точками для того, чтобы он не убежал с поля. Не получилось? Не беда - начните сначала!
 
© 2017 Sonyaclub
Google+