Метод воспитания Марии Монтессори

Среди современных педагогических систем метод воспитания Марии Монтессори пользуется заслуженной любовью и популярностью. Созданный на заре неспокойного XX века с его социальными потрясениями и величайшими открытиями, он выглядел вполне «революционно»: Монтессори впервые провозгласила главной целью воспитание свободной, духовной, ответственной личности. Не случайно яростными противниками ее педагогических идей были Гитлер и Муссолини.

Метод воспитания Марии Монтессори

И все же, несмотря на гонения и критику, с 1909 года система воспитания Марии Монтессори покоряет мир, приобретая все новых сторонников. С 1926 года она развивается и в России благодаря энтузиазму ученицы Монтессори, русского педагога и психолога Ю. Фаусек, открывшей в нашей стране первый детсад по ее методике.

Новый всплеск интереса к педагогически идеям Монтессори произошел в 90-е года прошлого века, когда многие центры детского развития объявили, что работают по этой системе, что, к сожалению, не всегда соответствовало действительности.

Истоки методики Монтессори

Истоками метода воспитания Марии Монтессори по праву можно считать уклад и педагогические воззрения ее родителей – итальянских интеллигентов. Девочка родилась в образованной семье с богатыми культурными традициями.

Родители обожали свою дочь, стремились развивать ее дарования без принуждения, что не было свойственно большинству семей их круга, где детям с юных лет предписывалось вести себя определенным образом и иметь интересы, одобряемые родственниками.

Результатом такого воспитания стало увлечение девочки математикой. Она везде носила с собой учебник и даже в театре умудрялась решать задачки. А повзрослев, с легкостью стала студенткой технической школы для юношей – тоже смелый по тем временам шаг.

Чувствуя призвание работать с детьми, Мария Монтессори мечтала стать врачом, но в ее время это была прерогатива мужчин. Только благодаря волевым качествам и отличным знаниям, она первой из женщин в Италии получила диплом врача.

Вся дальнейшая жизнь и карьера этой незаурядной женщины была посвящена развитию собственной методики, сначала с детьми с ограниченными возможностями, потом с широкой аудиторией.

Принципы педагогической системы Монтессори

Что представляет собой метод воспитания Марии Монтессори? Вот его особенности:

  • Ребенок свободен в выборе деятельности, а педагог выступает в качестве «модератора», руководящего, но не обучающего
  • Ребенок должен сам найти и затем исправить сделанные ошибки
  • Обучение строится по принципу игры, дети много работают самостоятельно
  • У каждого ребенка свой ритм развития, своя скорость: не стоит искусственно ускорять или сдерживать его активность
  • Идеальная Монтессори-среда для развития ребенка – специально организованное пространство, где все побуждает его к исследовательской деятельности
  • Обучающие материалы и упражнения Монтессори направлены на совершенствование моторики, памяти, познавательных навыков, двигательной и мыслительной активности детей
  • Лучше всего дети развиваются в коллективе, поэтому в методике предпочтение отдается коллективному обучению: так дети быстрее учатся договариваться, ладить между собой, проявлять лидерские качества, обмениваться опытом
  • Каждый ребенок индивидуален и нуждается в особом подходе. Задача педагога не мешать его развитию, а направлять его, помогая ребенку раскрываться

Парадоксально, но Мария Монтессори добилась поразительных результатов: занимаясь с детьми, отстающими в развитии, по своей методике, она вскоре заметила, что они обгоняют по многим показателям здоровых ребят. Так она пришла к идее организации Монтессори-среды для всех малышей.

О чем нужно задуматься, выбирая методику воспитания для своего ребенка?

В мире существует много интересных систем развития детей. Поэтому задумываясь, на какой остановиться, изучите хотя бы две-три из них.

Если в вашем городе есть центры, объявляющие, что работают по Монтессори, попросите сертификаты преподавателей, узнайте, где они изучали систему. Марии Монтессори не стало в 1952 году. После смерти основоположницы ее идеи развивал сын, затем внучка. Сейчас Ассоциацию Монтессори в Италии возглавляет А. Роберфройд. Немного найдется в России педагогов, получивших сертификат «из первых рук».

Методика Монтессори подходит не всем детям. Ее слабые стороны – недооценка творческого развития (танца, рисования, музыки). Эмоциональному воспитанию детей также не уделяется должного внимания.

Монтессори-педагоги утверждают, что письмо первично, а чтение – вторично. Роль книг в жизни ребенка сводится к получению информации, развитию познавательной активности, но не к совершенствованию чувств, сопереживания, внутреннего диалога с автором.

Не рекомендуется данная методика и детям с проявлениями аутизма, так как они могут замкнуться в себе, гиперактивным ребятам, чувствующим себя неуютно в Монтессори-среде, одаренным творчески детям, потому что их интересы не будут учтены максимально.

Тем не менее, методу воспитания Марии Монтессори доверяют многие родители и педагоги мира, потому что результаты его подтверждены несколькими поколениями людей, выросших на этой системе.

В дополнение к статье смотрите видео «Метод воспитания Марии Монтессори»

Навигация

Комментарии:

Обсуждение: 4 комментария
  1. Margarita:

    А на фото к статье она? Я вообще до этого сайта не знала о Монтессори как о человеке и о ее методике. Но придерживаюсь похожих принципов в воспитании детей, стремлюсь придерживаться. Я всегда за свободу! Её ненавидел Гитлер? А я ненавижу жестоких людей, их полно, пусть даже неофициальных фашистов — в школах, детсадах, среди родителей! Равнодушых к личности человека, ребенка, диктаторов, дискриминирующих людей по каким-либо признакам.

  2. Zlatovlaska:

    Методика Монтессори ведь создавалась для детей с отклонениями развитии, с ограниченными возможностями — поэтому нет в ней танцев и др. творчества. Я так предполагаю. Для детей, чьи возможности физически ограничены, наверно?

    Чтение не может быть вторичее письма, наверно, трдности перевода?
    Как так? Ведь писать начинают позже, чем читать.

    Более того, я посоветовала бы всем, кто хочет быть грамотным и чтобы их дети были грамотными, грамотно писали, без ошибок — побольше читать.

    Дело в том, что те, кто книги печатает, корректоры там всякие они же не позволят. чтобы книга вышла в свет с ошибками? 🙂 В книгах нет грамматических и стилистических ошибок и др. ошибок.

    Поэтому, чем больше дети читают, тем больше они исподволь даже запоминают правописание различных слов и этот объём правописаниея увеличивается пропорционально количеству прочитаных книг.

    Я уж не говорю о том, что эрудированым становится много читающий разных книг ребенок.

    Ваше дитя никогда не напишет «жи-ши» через букву «Ы» и т.д.

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К ГРУППЕ ВК
 
Логическая игра"Поймайте кота". Попробуйте окружить кота точками для того, чтобы он не убежал с поля. Не получилось? Не беда - начните сначала!
 
© 2017 Sonyaclub
Google+