Межличностные отношения в классе

Почему межличностные отношения в классе вызывают пристальное внимание со стороны классного руководителя и школьного психолога? Потому что от уровня взаимопонимания между детьми, степени их доверия и уважения друг к другу зависит благополучие детского коллектива. Если в классе есть «звезды», к которым тянется большинство ребят, и «изгои», отвергаемые многими, это педагогическая проблема. В такой ситуации не приходится говорить о ее положительном воздействии на формирование личности каждого ребенка. Однако все можно исправить, если вовремя определить проблему и принять меры по ее решению.

Межличностные отношения в классеКак продиагностировать отношения в классе?

Первичную диагностику учитель делает визуально. Например, некоторые ребята сразу заметны своим обаянием, живостью характера, внешней привлекательностью. Если вокруг них охотно собираются дети, играют с ними в перемены, тянутся к ним, то, скорее всего, это «звезды».

Ребенок, стремящийся к уединению, болезненно реагирующий на попытки контакта с ним, предпочитающий общество 1-2 человек, вполне может быть «отвергаемым».

Часто особенности межличностных отношений в классе  могут становиться источником настоящей «головной боли» для школы и родителей. Например, когда в коллективе развивается один или два неформальных лидера.

Как это происходит? Вот распространенная ситуация. Учитель назначает старосту класса с определенными полномочиями из числа примерных ребят и хороших учеников. Если ребенок, наделенный «властью», не является авторитетом для одноклассников, у них зреет протест против него. А если в детском коллективе возникает конфликт, всегда есть его зачинщик и организатор. Это и есть неформальный лидер, которого слушаются не потому, что так сказал учитель, а по доброй воле или из страха противостоять большинству.

В этом случае необходима более тщательная и глубинная диагностика с приглашением психолога. Он проведет анонимный опрос детей с помощью теста. Путем сопоставления данных выяснит, кого из детей выбирают «в друзья» чаще всего. Это «звезды». Аналогично определяются «предпочитаемые», «изолированные», «отвергаемые». На основании этих данных специалист дает рекомендации, с кем из детей как работать.

Например, сотрудничество учителя с лидером может дать неплохие результаты, если направить его инициативу в «мирное» русло. Противостояние с неформальным лидером и попытки его дискредитации, напротив,  могут подорвать авторитет классного руководителя и настроить детей на конфронтацию с ним.

Кстати, наличие неформального лидера в классе можно поверить с помощью опроса ребят на предмет оценки вклада товарищей в различные виды коллективной деятельности.  Тех, кого признают самыми активными, можно считать лидерами: совпадения более 90%.

Надо ли влиять на атмосферу в классе или сами разберутся?

Взрослым важно понимать, что пройдет совсем немного времени, и дети отправятся во взрослую жизнь. Здесь их наставниками будут разные люди, но сформированное в детстве мировоззрение либо поможет человеку быстрее социализироваться, либо затормозит его вхождение в общество.

Психологи говорят, что виды межличностных отношений в детском и взрослом коллективах очень похожи, только отличаются уровнем осознанности. Именно поэтому ребятам нужно помогать разбираться в своих чувствах по отношению к одноклассникам.

Мудро поступают педагоги, сплачивающие не только детей, но и родителей. Совместная  созидательная деятельность, походы, соревнования дают необходимый импульс для развития взаимопомощи, поддержки, формируют доверительную, «положительно заряженную» атмосферу, в которой нет места вражде и конкуренции. У ребят формируются правильные ориентиры в отношениях с другими людьми.

Таким образом, задача взрослых – создать для детей поддерживающую среду для взаимодействия, деликатно управляя их активностью. Чем старше становятся ребята, тем больше нужно уделять внимания развитию самоуправления в их коллективе, делегировать им новые задачи, не бояться наделить ответственностью.

Сегодня во многих школах проводят Дни ученического самоуправления, когда директорами, завучами, учителями в младших классах становятся старшеклассники. Для педагогов силами детей организуются концерты, приятные сюрпризы. Говорят, что в такие дни в школах царит просто идеальный порядок, и это повод задуматься о том, как добиться взаимопонимания с детьми: позволить им проявить себя в решении действительно сложных и ответственных задач. Именно они способствуют установлению конструктивных межличностных отношений.

 

 

 

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Комментарии:

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К ГРУППЕ ВК
 
Логическая игра"Поймайте кота". Попробуйте окружить кота точками для того, чтобы он не убежал с поля. Не получилось? Не беда - начните сначала!
 
© 2017 Sonyaclub
Google+