Отношение к воспитанию ребенка
Воспитание детей – миссия, которую добровольно принимают те, кто становятся родителями. Дав ребенку жизнь, взрослый человек берет на себя ответственность за его социализацию, становление как личности, безопасность. Мы не можем быть рядом с детьми каждую минуту, чтобы оберегать и поддерживать их, но можем научить их преодолевать препятствия на пути к поставленным целям, быть эффективными, любящими и любимыми.
Каким должно быть отношение к воспитанию ребенка, чтобы он имел возможность стать самодостаточным, интересным человеком, состояться в жизни?
Какой подход к воспитанию разделяете вы?
Как сказано в мудром «экклезиасте», «что было, то и будет, … и нет ничего нового под солнцем». Применительно к воспитанию это означает, что, сколько бы ни рождалось «новых» концепций, все они уже были применены и опробованы, и не раз, в истории человечества. Но либо уроков из этого люди не вынесли, либо хорошо забыли старое.
Об уважительном, гуманном отношении к детям говорили великие педагоги прошлого: Аристотель, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо и другие. Их идеи были подхвачены и развиты М. Монтессори, Р. Штайнером, А.С. Макаренко. Но как на деле реализуются эти идеи в современной семье и школе?
Авторитарное воспитание
Часто дети воспринимаются не как личности, обладающие уникальной ценностью, а как «полуфабрикаты», над которыми взрослым нужно потрудиться, чтобы «вылепить» нечто по своему образу и подобию. Если ребенок стремится за рамки этих ограничений, то его объявляют бунтарем, хулиганом, выскочкой и подвергают оскорблениям и силовым методам воздействия.
В Уставах школ можно встретить такую формулировку: «Главной задачей воспитания является подготовка детей к будущей жизни». Вас она не пугает? К какой «будущей», если он живет уже сейчас?
Вот и получается, что детство – это период, который может не восприниматься взрослыми как этап становления личности. Отношение к воспитанию ребенка в этом случае крайне консервативное. Воспитание рассматривается, как конвейер, на котором человеку прививаются только те качества, которые укладываются в парадигму ценностей школы или родителей.
Проиллюстрировать этот подход можно статистикой. В крупнейших городах России было проведено исследование на знание педагогами Конвенции ООН о правах ребенка, ратифицированной в 1990 году. Вот что оно показало:
- 100 % опрошенных педагогов не знали ни одного положения этого документа
- 46% с гордостью сообщили, что используют авторитарные методы воспитания
- лишь 18 % учителей относятся к детям уважительно, независимо от их успеваемости по предметам
- 89 конфликтных ситуаций из 100 возникают по вине учителя
Предвижу, что многие, прочитав эту статистику, согласятся с ней и даже приведут в подтверждение собственные наблюдения. Но спросите себя, как бы вы ответили на эти вопросы?
- Вы знаете Конвенцию?
- И редко говорите ребенку: «Тебя не спрашивают!», «Делай, что сказано, а то получишь сейчас!», «Мал еще со взрослыми спорить!»?
- А если видите очередную «двойку» в дневнике, то никогда не произносите страшных слов «дебил», «идиот», «даун»?
Кстати, про конфликты в семье статистика столь же неутешительная: в основном они происходят по вине родителей.
Вот и получается, что многие дети испытывают двойной прессинг: и в школе, и дома. Как это сказывается на их личности?
Гуманистическое воспитание
Альтернативой такому подходу является спокойное, основанное на доверии и уважении воспитание, в соответствии с которым ребенку предоставляется возможность выбора, к его мнению прислушиваются. Требуя строгой дисциплины в одном, в другом предоставляют степень свободы сообразно возрасту и уровню зрелости.
Гуманистическое воспитание реализует право ребенка быть услышанным и понятым, дает ему ощущение безопасности и уверенности в себе.
Это не означает вседозволенности, ребенок должен чувствовать границы допустимого и в строить свое поведение в соответствии со своими представлениями о том, что такое хорошо и плохо. Но взрослый занимает позицию спокойного и мудрого наставника, готового помочь принять решение, скорректировать неверный шаг.
Какой подход изберете вы, зависит от вас.
Навигация
Предыдущая статья: ← Картофельно-морковный суп-пюре
Следующая статья: Воспитание приемного ребенка →
- Безопасность детей (35)
- Воспитание детей (346)
- Детские мультфильмы и фильмы онлайн (789)
- Детские праздники (41)
- Здоровье детей (168)
- Караоке для детей (236)
- Мода для девочек (21)
- От автора (9)
- Развитие детей (310)
- Рецепты (45)
- Семейные путешествия (17)
Комментарии: