Ознакомление детей с природой

В программу любого дошкольного заведения непременно входит ознакомление детей с природой. Его проводит воспитатель, но рекомендации по развитию у детей положительного отношения к окружающему миру пригодятся и родителям, которые больше всех заинтересованы в том, чтобы их сын или дочка бережно относились к миру, в котором живут.

Ознакомление детей с природой

Как сказал философ, «мы не наследуем Землю – мы одалживаем ее у наших детей». И им, сегодняшним малышам, тоже нужно будет сохранить ее для своих наследников. Для этого надо с раннего возраста учить их наблюдать природные явления, не обижать животных, трудиться, облагораживая землю, знакомить их с повадками зверей и птиц – одним словом, показать дошколятам, что они тоже часть природы, в которой есть гармония, любовь и настоящее волшебство.

Вот несколько методик, при помощи которых ознакомление детей с природой пройдет с пользой.

Экскурсии

Лучше всего удается показать, насколько интересна и многообразна жизнь растений, насекомых, животных, на экскурсии. Эта методика затратна по времени, требует предварительной подготовки, но почти всегда успешна и прекрасно воспринимается детьми.

Провести экскурсию в лес можно и самостоятельно. Для этого заранее продумайте маршрут (чем младше ребенок, тем менее дальним должно быть расстояние: подойдет и аллея парка, и лужайка перед домом – природа везде, нужно лишь правильно расставить акценты). Особое внимание нужно уделить средствам защиты от комаров, мошки, клещей, чтобы ничто не омрачило положительные эмоции, которые вы и ребенок получите от общения с природой.

Запаситесь несколькими интересными историями о жизни лесных обитателей, если ваш путь лежит в лесопарк. Например, про дятла. Как эта птица питается, почему у нее «не болит голова» от длительного стука по твердой древесине. Стоит ли верить кукушке, когда она «отсчитывает годы».

Расскажите о том, как общаются между собой пчелы. Оказывается, они исполняют особые «танцы», благодаря которым сородичи знают, куда лететь за нектаром.

От экскурсии у малышей должны остаться яркие эмоции, ощущение радости, добра, готовности оберегать живой мир вокруг.

Наблюдения

Методике наблюдения нет равных по значимости: целенаправленно всматриваясь и вслушиваясь в окружающий мир, дети начинают делать собственные выводы о том, как «работают» законы природы.

Наблюдения проводятся в естественных (на прогулках и экскурсиях) и искусственных (опыты) условиях. При этом ознакомление детей с природой идет экспериментальным путем.

Например, кладя ненадолго тонкую палочку на муравейник, ребенок может попробовать вкус муравьиной кислоты. Рассматривая, как расположен мох на стволах деревьев, понять, где какая сторона света.

Расскажите детям о том, как наши предки творчески переосмысливали свои наблюдения, облекали их в поэтическую форму и создавали очень точные народные приметы, а иногда легенды и сказки.

Например, в 20 веке ученые сделали предположение о том, что легендарный Змей Горыныч – это образ, рожденный благодаря … смерчу. Оказывается, изучая фотографии видеосъемку ураганов, они увидели, что образующаяся в небе воронка некоторое время напоминает зловещий глаз, словно выслеживающий свою жертву. Потом внезапно темнеет, раздается дикий вой, и как будто кто-то огромный поднимает в воздух и уносит крыши, телеги вместе с лошадьми, а порой и людей. Немудрено, что люди и сейчас испытывают перед ним такой ужас!

Кстати, по итогам наблюдений за природой полезно проводить с детьми занятия по составлению рассказов об увиденном, конкурсы поделок из лесного материала: шишек, желудей, коряг, сухоцветов.

Чтение литературы и просмотр передач

Если природу родного края дети могут изучать, посещая экскурсии и краеведческий музей, то красоты других стран – благодаря книгам и научно-популярным передачам о живой природе.

Сейчас есть много телепрограмм, адаптированных для детей всех возрастов, выбирайте соответствующие, смотрите вместе с ребенком и обязательно обсуждайте увиденное.

Проводя время в путешествиях, продолжайте ознакомление детей с природой: обращайте внимание маленьких туристов на особенности флоры и фауны страны пребывания. Объясняйте, почему повсеместно людей призывают беречь природу как самую главную ценность.

Читайте детям вслух рассказы М. Пришвина и В. Бианки, Д. Лондона и Р.Киплинга. Пришло время сформировать у нового поколения понимание, что человек только тогда становится достоин звания «царя природы», когда умеет вести себя с ней мудро и великодушно, не причиняя вреда ни одному из существ, живущих рядом.

 

Навигация

Предыдущая статья: ←

Комментарии:

Обсуждение: 2 комментария
  1. Margarita:

    Очень понравилась статья, нечего добавить даже) И про телпрограммы и про Бианки — все сказали за меня. 🙂 И если наше старшее поколение читало Бианки, то сегодня такие классные телепрограммы о морях-океанах, животных, странах и их флоре и фауне! Все взрослые тоже смотрят их с интересом.

    Я, например, много нового узала для себя о жизни тигров и о других животных из телевизора. О подводном мире, о змеях и мн.мн. другое.

    Современные дети разбираются лучше, чем мы, во всем! У них в школе уже с 1 класса есть атлас-определитель и наши дети могут определить любое насекомое и птицу!

    Ещё можно рисовать после прогулок и экскурсий увиденное, под впечатлением от природы будучи.

    А еще у меня такой вопрос, может, детский: как великодушно не причинять вреда таким существам, как тараканы и мыши, живущих не просто рядом, а в наших квартирах? лди чистоплотны, просто ЖКХ не травят их и они идут в квартиры, прямо по стенам залазят…

    Как объяснить ребенку, что не все равны, что солнце светит не всем и кого-то надо охранять, а кого-то уничтожать? Как? Буду благодарна за ответ.

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К ГРУППЕ ВК
 
Логическая игра"Поймайте кота". Попробуйте окружить кота точками для того, чтобы он не убежал с поля. Не получилось? Не беда - начните сначала!
 
© 2018 Sonyaclub
Google+