Педагогическая помощь ребенку

В каких случаях требуется педагогическая помощь ребенку? Связана ли она с понятием «педагогическая запущенность»? Всем ли детям могут помочь педагоги? Эти и другие вопросы возникают, когда ситуация, складывающаяся вокруг детей, становится нестандартной: у них появляются отклонения в поведении, отставание по школьной программе, резко меняется отношение к учебе или коллективу.

Педагогическая помощь ребенку

Чаще всего на пустом месте такие особенности не возникают, толчком для них становится трудная жизненная ситуация, физическая или психологическая травма, полученная ребенком.

Какие жизненные ситуации мы называем трудными?

Традиционно трудными жизненными ситуациями считаются:

  • Смерть родителей или близких родственников, тяжело повлиявшая на эмоциональное состояние ребенка
  • Трудное материальное положение семьи (бедность)
  • Нахождение в зоне военных действий, межнациональной вражды и т.д.
  • Вынужденное переселение, статус беженцев
  • Когда ребенок попадает в зону стихийного бедствия
  • Инвалидность ребенка
  • Психические, физические и иные отклонения в развитии ребенка
  • Девиантное поведение, связанное с неврологией
  • Насилие над ребенком
  • Лишение свободы за правонарушения
  • Нахождение ребенка в специализированных закрытых учреждениях и учебных заведениях

В этих случаях поведение детей резко меняется, и им требуется более пристальное внимание педагогов, которые не только помогают сохранить личность, но и выявляют ее сильные стороны для более успешной дальнейшей социализации.

К сожалению, педагогическая помощь ребенку в подобных ситуациях бывает оказана далеко не всегда. Зачастую мы наблюдаем, как дети становятся изгоями в коллективе, как от них пытаются избавиться в школе, да и сами родители, столкнувшись с трудностями, не всегда могут с ними справиться.

Как помочь?

Мы часто говорим, что безвыходных ситуаций не бывает, но не всегда прикладываем достаточно усилий, чтобы решить проблему. Если ребенок в силу жизненных обстоятельств недополучил тепла и воспитания, то его могут отнести к категории «педагогически запущенных детей» и фактически поставить на нем крест.

А ведь еще А. С. Макаренко доказал, что состояться как личность может даже малолетний преступник, если проявить терпение и подобрать «ключик» к его сердцу.

К счастью, сегодня появляются центры детской реабилитации, линии психологической поддержки для детей, но это экстренные меры. Длительный процесс возвращения ребенка к нормальной жизни может занять долгие месяцы, и даже годы.

Идеальный вариант – тесное взаимодействие семьи и школы (или дошкольного детского учреждения). Проблема не должна замалчиваться – ее, напротив, нужно явно обозначить, тогда станет понятно, как ее решить.

Особую ценность представляют совместные действия педагога и ребенка по совместному поиску выхода из ситуации.

Для этого нужно

  • провести диагностику проблемы: нужно зафиксировать факт, понять, что стало ее сигналом, «проговорить» ситуацию (лучше, если это сделает сам ребенок), дать совместную оценку важности данной проблемы для него
  • вместе искать пути решения: побудить ребенка взглянуть на проблему со стороны, провести анализ причин ее появления
  • спроектировать решение и заключить «договор» на ее решение, распределив функции и ответственность между ребенком и взрослым
  • совершить действия (ребенок выполняет то, за что взял ответственность, а педагог направляет его, страхует от непредвиденных ситуаций, поощряет действовать в выбранном направлении и т.д.)
  • обсудить то, что получилось, а что – нет. Это крайне важный этап, потому что именно он позволяет ребенку осознать полученный опыт и вновь поверить в себя.

Педагогические принципы

Оказывая педагогическую помощь ребенку, наставник должен неукоснительно придерживаться принципов конфиденциальности, добровольности (нужно обязательно получить согласие ребенка на поддержку), иметь веру в способности ребенка, ориентацию на самостоятельное движение ребенка к цели, сотрудничество, безоценочный подход к личности, действовать, исходя из принципа «не навреди».

Дети должны чувствовать, что рядом есть взрослые, которые действительно их понимают, любят и могут помочь.

Навигация

Предыдущая статья: ←

Комментарии:

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К ГРУППЕ ВК
 
Логическая игра"Поймайте кота". Попробуйте окружить кота точками для того, чтобы он не убежал с поля. Не получилось? Не беда - начните сначала!
 
© 2017 Sonyaclub
Google+