Пословицы и поговорки для развития детей

Устное народное творчество – уникальная копилка не только произведений малых жанров, но и кладезь обучающих приемов, которые с удовольствием используют педагоги. Эти легко запоминающиеся выражения могут составить достойную конкуренцию появляющимся в большом количестве и довольно однообразным новым дидактическим материалам.

Пословицы и поговорки для развития детей

Важно использовать пословицы и поговорки для развития детей с целью постановки правильной речи, умения сосредотачиваться, укрепления памяти. К тому же, в этих небольших по объему произведениях запечатлена история, мудрость наших предков, их представления о том, что такое хорошо и плохо, поэтому можно поразмышлять вместе с ребенком и об этом.

В основе названий этих видов народного творчества – корни «слов» и «говор». Это означает, что такие выражения свойственны для разговорной речи и используются для того, чтобы сделать ее более образной, меткой, выразительной. Человек, умело использующий пословицы и поговорки в речи, может эмоционально захватить аудиторию, произвести на нее впечатление.

В чем отличие пословиц и поговорок?

Среди малых фольклорных форм пословицы и поговорки считаются едва ли не самыми многочисленными. Однако структура их отличается: пословицы состоят из двух частей – условия и следствия (вывода), а поговорки представляют собой частичное суждение о чем- либо. Например:

  • «Лыка не вяжет», «остался у разбитого корыта», «не в городе Богдан, ни в селе Селифан» – поговорки
  • «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Сам погибай, а друга выручай», «Семь раз отмерь – один отрежь» – пословицы

С одной стороны, это примеры устного творчества, легко запоминающиеся и воспроизводимые. С другой – в них «спрятано» сложное обобщение целой группы сходных явлений. Главная польза заключается как раз в осмыслении этого скрытого послания.

Использовать пословицы и поговорки для развития детей можно только с условием хорошего понимания самими взрослыми их поучительного смысла. При формальном подходе эти занятия пользы не принесут.

Пословицы, поговорки и… логика

С помощью малых произведений фольклора можно успешно развивать логику детей.

В одном из городов было проведено исследование нескольких десятков детей старшего школьного возраста среднего уровня развития, по итогам которого выяснилось, что примерно 20 % из них вообще не понимают смысл пословиц, некоторые даже отказывались давать пояснения. Около 70 % понимают прямое значение ( «не плюй в колодец – пригодится воды напиться» = «не надо плевать в колодец, потому что потом из него неприятно будет пить»)

Скрытый смысл образных выражений – поговорок не улавливают более 30 % детей. Многие затрудняются объяснить его своими словами или на примерах.

Это грустная статистика, потому что доказано: образцы устного творчества развивают логику. Когда ребенок объясняет их значение, он тренирует понимание причинно-следственных связей. Пословицы так и «устроены»: в них вывод невозможен без первоначального условия.

Игры с пословицами и поговорками

Пословицы и поговорки для развития детей лучше применять в привычной ребятам игровой форме.

Игра «Угадай пословицы и поговорки»

Ведущий зачитывает краткое пояснение-намек, а игроки как можно скорее угадывают, о какой пословице идет речь:

  • Что летит, когда лес рубят? (щепки)
  • По чему провожают? (ум)
  • Кто до старости щенок? (маленькая собачка)
  • На кого зверь бежит? (на ловца)
  • Что не тянет, если своя? (ноша)

и т.д.

Игра «Путаница»

Это развлечение для деток постарше. Нужно написать на отдельных листах пословицы, затем разрезать их по словам и перемешать. Детям нужно быстро сориентироваться в том, какая именно пословица «перепутана», и восстановить ее.

Вообще игры с пословицами и поговорками проходят весело и вызывают много положительных эмоций у детей и взрослых.

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Комментарии:

Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Margarita:

    «Сам погибай, а друга выручай» — а как же одна из важнейших заповедей: «Полюби ближнего своего, как самого себя»? 🙂 То есть, надо себя прежде всего любить, ЦЕНИТЬ, как создание Божие, а ближнего, друга — также, как самого себя, но не во вред себе. Ну, что скажете? Смысл этой пословицы понятен,в общем-то, который до нас хотят донести, но нельзя «самому погибать», а «друга выручать». Моё такое мнение, которое я считаю логичным. 🙂

    Вообще, я знаю много поговорок и пословиц и согласна с авторами этой чудо-статьи. В любой момент жизни вдруг может вспомниться или пословица или поговорка и жить веселее и дело сразу спорится!

    Развитие логики и пословицы-поговорки. непонимание смысла их старшеклассниками? А что вы хотите, пословицами и поговорками вообще проверяют наличие шизофрении у индивидуума, есть масса тестов с вопросами объяснить смысл пословиц-поговорок. То, что люди в нашем обществе с отклонениями — не секрет.

    О, учту игры, которые вы посоветовали — очень интересно! СПАСИБО, как всегда вы лучшие среди сайтов по развитию детей!

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К ГРУППЕ ВК
 
Логическая игра"Поймайте кота". Попробуйте окружить кота точками для того, чтобы он не убежал с поля. Не получилось? Не беда - начните сначала!
 
© 2018 Sonyaclub
Google+