Поведение детей в общении
Во многом успешная социализация дошкольников зависит от окружения. Если родители уделяют внимание обучению правилам взаимодействия с людьми, то поведение детей в общении становится конструктивным. Если же в окружении ребенка этому не придают значения, то у него наверняка возникнут проблемы в общении, и не только с детьми, но и с воспитателями, и с педагогами.
Как должен вести себя дошкольник?
Есть определенные ожидания от поведения детей в общении в зависимости от их возраста и уровня развития:
- Постепенно накапливая опыт произвольного поведения, ребенок выдает адекватные реакции на различные ситуации. При этом он понимает, почему нужно поступать именно так, для чего выполняются те или другие действия
- Ребенок сам стремится к общению, при этом соблюдая правила и нормы, принятые в обществе
- Даже если контроль со стороны взрослых отсутствует, ребенок выбирает ровное, спокойное общение, не нарушая интересов других детей, не вызывая их на конфликт и не отвечая агрессией на провокации
Если произвольное поведение сформировано, то можно говорить об осознанности ребенка в общении. Он выдержан, организован, подчиняется не только внутренним целям, но и общественным установкам, правилам, законам. В этом случае поведение детей в общении считается нормальным и конструктивным.
Дети с нарушением поведения и общения
Почему-то многие взрослые считают, что дети с нарушением поведения и общения – непременно «неслухи», озорники, а послушные тихони, которые шага без разрешения не ступят, – образец для подражания. Так ли это?
Вот основные типы поведения, нуждающегося в коррекции.
Конформное поведение
Психологи говорят, что именно безупречным «скромникам» часто нужна их помощь, потому что поведение детей в общении не предполагает «слепого» послушания. Ребенок должен быть инициативным и осознавать, что и для чего он делает.
Чрезмерно спокойное поведение детей в общении получило название «конформного». Если ничего не предпринимать, то ребенок вырастет безвольным, зависимым от чужого мнения и воли, будет панически бояться новых контактов и публичных выступлений.
Такой тип поведения формируется в семьях с авторитарным стилем воспитания или с гиперопекой.
Помочь детям можно, чаще создавая им ситуации успеха, а также специальными психолого-педагогическими средствами: например, при помощи игр-драматизаций.
Импульсивное поведение
Эти дети с нарушением поведения и общения являются самыми шумными в коллективе сверстников и плохо адаптируются к школе. Они не могут долго усидеть на одном месте, вертятся, не слушаются, задевают других, провоцируют конфликты.
Причина чаще всего кроется в отсутствии у таких ребят важнейшей функции – самоконтроля. Корректируется импульсивное поведение коллективными играми, в которых есть четкие правила.
Демонстративное поведение
Этот тип поведения проявляется в том, что ребенок склонен кривляться на публике, привлекая всеобщее внимание. Такое поведение детей в общении свойственно натурам, лишенным родительского тепла, в семьях, где принят авторитарный стиль воспитания.
Хороший эффект на таких ребят оказывают ролевые игры, где их стремление к демонстративности направляется в «мирное русло».
Протестное поведение
Если у 2-3 летних детей упрямство, негативизм и строптивость воспринимаются как норма, так как формируется основа личности, самосознание, то у старших дошкольников такое поведение детей в общении вызывает неприятие.
Причиной его может быть давление на ребенка, навязывание ему норм, которые он внутренне не разделяет.
При таком типе поведения эффективны игры, в которых нужно уметь договариваться.
Агрессивное поведение
Дети, которые обзываются, дерутся, оскорбляют окружающих, совершают целенаправленные разрушительные действия, демонстрируют агрессивный тип поведения.
Причинами его являются отсутствие гармонии в семье, регулярный просмотр фильмов и передач со сценами насилия, череда трудностей в жизни ребенка.
Самый полезный способ воздействия – любовь и понимание. Многие из этих детей даже не догадываются, что такие чувства существуют.
Итак, дети с нарушением поведения и общения нуждаются в повышенном внимании и психологической помощи. Только при условии правильной коррекции они могут стать полноценными личностями.
Навигация
Предыдущая статья: ← Идеи для проведения активных каникул
Следующая статья: Барби и щенки в поисках сокровищ смотреть онлайн →
- Безопасность детей (51)
- Воспитание детей (1 419)
- Детские праздники (42)
- Здоровье детей (242)
- Мода для девочек (21)
- От автора (9)
- Развитие детей (364)
- Рецепты (45)
- Семейные путешествия (17)