Познавательное развитие детей

 

Что такое познавательное развитие детей? Это процесс, который условно можно разделить на две части: с одной стороны, получение ребенком информации о мире, с другой – ее осмысление, формирование отношения к предметам, людям и событиям.

До года познавательная активность малыша связана по большей степени с восприятием света, звука, движения. Новорожденный каждый день испытывает новые ощущения, когда с ним общаются домашние, купают его, что-то говорят, ухаживают за ним. Осмысления этих ощущений еще нет, но по поведению младенца можно понять, когда он спокоен, чувствует себя в безопасности, а когда возбужден и тревожен.

Примерно в возрасте 2 недель малыш начинает фокусировать взгляд, пока ненадолго, на родных лицах или ярких игрушках. Еще через некоторое время его внимание начинают привлекать каруселька над кроваткой, издающая мелодичный звук при каждом прикосновении, погремушки и т.д. Познавательное развитие детей в этом возрасте проявляется в том, что у них ежедневно появляются новые умения: переворот на животик, извлечение звуков из игрушек. Но в основном эта активность сенсорная, так как логическое мышление еще отсутствует.

Познавательное развитие детей

Роль памяти в развитии мышления дошкольников

Приобретая новые умения и навыки, ребенок постепенно начинает связывать явления друг с другом. Если до этого дети рассуждают подобно Алисе из любимой сказки Л. Кэрролла: «Откуда я знаю, что я думаю: вот скажу, тогда узнаю!» – то в среднем дошкольном возрасте они перестают мыслить вслух и начинают делать это «в уме». Они пробуют размышлять, пытаются анализировать. Самое большое количество вопросов о мире рождается, когда детям 5-7 лет.

Чем больше информации, полученной из разных источников, запомнит ребенок, тем полнее будет его представление о жизни. Кстати, понятия «жизнь» и «смерть» тоже начинают осмысливаться именно в этот период. Это первые проявления теоретического мышления.

Для того чтобы память ребенка совершенствовалась, используйте специальные упражнения и занятия. Например, прекрасную тренировку дает заучивание стихов. Уже с двухлетнего возраста дети охотно «досказывают» знакомые стихи, повторяя простые слова и выражения, особенно если они сопровождаются движениями:

По кочкам, по кочкам, по маленьким дорожкам

В ямку – бух!

А стихи по зайку, которого бросила хозяйка, качающегося бычка, плаксу-Таню, на которых выросли и мы сами, несмотря на кажущуюся примитивность, помогают настроить память на запоминание.

Еще один способ – развитие зрительной памяти. Например, дать ребенку картинку с нарисованными кружочками разных цветов и попросить выложить точно такой же порядок кружочков, вырезанных из бумаги. Затем упражнение можно усложнять, добавляя другие геометрические фигуры и закрывая картинку после нескольких минут просмотра.

Неплохие результаты дает раннее изучение иностранного языка в специальных развивающих центрах. Непривычное звучание слов, их связь с картинками или действиями, со словами родного языка при изучении иностранного в игровой форме помогает развитию логического мышления – основы познавательного развития в старшем дошкольном возрасте.

Опытные педагоги говорят, что развитие памяти – ключевая задача при подготовке ребенка к школе.

«Детская логика» – как ее преодолеть?

Кому не приходилось улыбаться смешным «рассуждалкам» детей! Да сегодня весь интернет буквально заполонен их наивными высказываниями. Откуда берется «детская логика»?

В 70-х годах прошлого века ученые провели эксперимент: задали пятилетним детям вопросы, которые за полвека до этого задавали французские психологи швейцарским ребятишкам. Опрос касался естественнонаучных знаний о происхождении ветра, воды, облаков и т.д. Один из маленьких москвичей на вопрос, откуда берутся реки, ответил, что сначала от смешивания водорода с кислородом появляется вода, «а потом выкапывают яму», в которую она стекает. На уточняющий вопрос о том, почему реки текут, малыш ответил, что «выкопаешь яму, а потом прольется дождь» – «тоже будет река».

Иными словами, детская логика отражает эгоцентризм детей: они основываются в суждениях на своем опыте, недоучитывают специфику явлений, свободно переносят смысл одного явления на другое.

Познавательное развитие детей

Как при помощи познавательного развития преодолеть ограниченность детской логики? Отечественные психологи предлагают делать это при помощи наглядных экспериментов. Сейчас во многих городах открываются центры типа «Кварки», где родители вместе с детьми могут наблюдать удивительные феномены от оптики до электричества. Это находка для юных «почемучек»! Здесь все можно потрогать, послушать интересные объяснения, задать вопросы, самому провести ряд опытов. Такой тип познания действительности позволяет иначе организовать детское мышление, выводя его за пределы повседневного бытового опыта и создавая совсем иные, более зрелые, логические цепочки.

Таким образом, уделяя на каждом этапе развития ребенка должное внимание его познавательной активности, вы поможете ему преодолеть наивные представления о мире и сформировать у него способность мыслить логически, усваивать довольно большие объемы информации, а впоследствии устанавливать прочные межпредметные связи, что положительно скажется на его успеваемости в школе.

 

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Комментарии:

Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Oksana:

    Показалось интересным про «ограниченность детской логики». Жаль, что в нашем городе нет такого центра Кварки! Если нет возможности, денег нет — водить в специальные центры по обучению иностранному языку, то сейчас есть компьютерные обучалки, переводчик Googl в конце концов. Можно и дома дать ребёнку представление,что кроме родного есть язык иностранный. Даже взрослым людям интересно называть привычные предметы иностранными словами, что уж говорить о детях! Дети действительно познают и часто сами задают вопросы, что обозначают те или иные слова в тех же мультиках. Кошка, собака, игрушка, мячик по-английски — ребенок будет в восторге и повторит. Следовательно, будет умнее! 🙂

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К ГРУППЕ ВК
 
Логическая игра"Поймайте кота". Попробуйте окружить кота точками для того, чтобы он не убежал с поля. Не получилось? Не беда - начните сначала!
 
© 2018 Sonyaclub
Google+