Признаки задержки развития речи у детей

Многие родители достаточно тщательно следят за речью своего ребёнка, сравнивая его языковые навыки со словарным запасом других детей. Любая задержка вызывает у взрослых тревогу и огорчение. Однако не все мамы и папы обращаются за квалифицированной помощью к специалистам, надеясь, что всё образуется само собой, «малыш подрастёт». Чтобы понять, когда необходима консультация логопеда, невролога и психолога, нужно знать причины и признаки задержки развития речи у детей.

Признаки задержки развития речи у детей

Причины недоразвития речевых навыков

Негативные факторы традиционно делятся на социальные и биологические. К первой группе причин относят неправильное воспитание:

  • дефицит внимания к ребёнку;
  • гиперопека (малышу не нужно говорить, все его и так понимают);
  • недостаток живого общения и, напротив, чрезмерное погружение в информационную среду (телевизор, компьютер) с раннего детства;
  • педагогическая запущенность;
  • билингвизм (двуязычие) в семье.

Если задержка речи, спровоцированная социальным окружением, лечится достаточно легко, то от физиологических факторов избавиться намного сложнее. К ним относят:

  • проблемы со слухом и зрением;
  • недоразвитие речевых органов (языка, нёба);
  • поражение ЦНС и головного мозга, полученное в период нахождения в материнской утробе или в первые месяцы жизни;
  • тяжёлые врождённые заболевания, в которых нарушение речи выступает одним из симптомов (ДЦП, умственная отсталость, синдром Дауна).

Чем раньше обнаружатся проблемы у ребёнка, тем выше вероятность нормализовать речевые навыки и догнать ровесников в развитии. Для этого необходимо регулярно проходить осмотр специалистов и, конечно, вовремя замечать тревожные симптомы в поведении малыша.

Развитие детской речи в норме

Прежде чем говорить о том, какие бывают признаки задержки развития речи у детей, необходимо понять, как развиваются речевые навыки у ребёнка в норме.

  • 12 месяцев – малыш произносит особые «детские» слова, которые понимает лишь он и мама: «па», «ма», «ва-ва». Кроме того, ребёнок знает названия хорошо известных ему вещей и действий, реагируя соответствующе на них: «дай машинку», «бутылочка», «ложка» и т.д.
  • 24 месяца – ребёнок общается короткими предложениями, состоящими из двух-трёх слов: «Я гуляю», «Мама хорошая». Словарный запас малыша может достигать 100 слов. По просьбе родителей кроха указывает, где у него глазки, носик, ушки и т.д.
  • 3 года – ребёнок уже умеет составлять небольшой рассказ, в котором есть прилагательные, местоимения и наречия. Детская речь внятная, её может понять даже незнакомый человек. Словарный багаж существенно возрастает, составляя приблизительно 700 слов. Малыш активно задаёт вопросы.

Конечно, приведённые показатели являются усреднёнными – каждый ребёнок развивается в собственном темпе и особенной языковой среде. Кроме того, мальчишки начинают разговаривать позднее девочек на несколько месяцев. Однако обращать внимание на эти нормы всё же стоит – обнаружив отставание, можно обратиться к доктору.

Признаки задержки развития речи у детей

Взрослых должно насторожить (помимо других негативных симптомов), если ребёнок:

  • в 4-месячном возрасте никак не реагирует на мамино обращение, не отвечает улыбкой на улыбку;
  • в 8-9 месяцев не произносит лепетных слов;
  • в полтора года не говорит простейшие слова («мама», «баба», «дай»), не реагирует на своё имя, не выполняет простые просьбы и команды: «иди ко мне», «дай ручку»;
  • в 2,5 годика не способен общаться даже двухсоставными предложениями, не может запомнить названия предметов, его словарный запас слишком мал;
  • в 3-летнем возрасте разговаривает малопонятно, не умеет составлять предложения из трёх слов, «щеголяет» фразами из мультфильмов, при этом не понимая их смысл, его речь слишком медленная или, напротив, очень быстрая.

Кроме того, у ребёнка могут обнаружить проблемы с жеванием, когда он давится от любого, даже маленького кусочка пищи. Постоянно открытый рот и повышенное слюнотечение – также тревожные сигналы. При наблюдении у своего чада этих признаков нужно сразу же обратиться к педиатру.

Что делать, если обнаружены признаки задержки развития речи у детей? Прежде всего, следует помнить, что речевыми проблемами занимаются не только логопеды. Нужно обратиться к неврологу, который уже с 12 месяцев может назначить курсовое лечение. Если недостаток речи серьёзный, то ребёнку помогут занятия с дефектологом, который с 2 лет развивает психологическую базу речи (внимание, память).

А вот уже с 4-5 лет (мы сейчас говорим о государственных дошкольных учреждениях) на помощь приходит логопед, который «ставит» звуки, строит предложения и учит грамотной речи. Таким образом, исправлять речевые недостатки у ребёнка нужно с раннего возраста. Ждать, когда он сам заговорит, опасно и бессмысленно.

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Комментарии:

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К ГРУППЕ ВК
 
Логическая игра"Поймайте кота". Попробуйте окружить кота точками для того, чтобы он не убежал с поля. Не получилось? Не беда - начните сначала!
 
© 2018 Sonyaclub
Google+