Проблемы воспитания детей

Проблемы воспитания детей

 

 Проблемы воспитания детей наблюдать  со стороны бывает не очень приятно.

Вот мама безуспешно пытается оттащить ребенка от витрины со сладостями. Тот рыдает так, что у прохожих сжимается сердце: ребенка лишают последней радости! Видя в их глазах немой упрек, мама сдается: «Не ори, куплю я тебе шоколадку!» И покупает.

Вот другая картина. Обеспокоенная воспитательница в детском саду сообщает маме, пришедшей за сыном, что он ведет себя агрессивно по отношению к другим детям, разбил мальчику губу только за то, что тот играл с машинкой, которую он хотел взять себе. При этом на вопрос мамы, как такое могло произойти, вместо пояснений упрямо цедит сквозь зубы: «Так ему и надо! Я тоже хотел с машинкой поиграть!»

 

С проблемами воспитания детей невозможно справиться в одиночку: нужно ответственное и открытое взаимодействие родителей, педагогов, психологов.

 

 

Проблемы воспитания детей в семье

 

Проблемы воспитания детей 

Все вышеупомянутые и многие другие сложности в поведении детей часто бывают связаны с неправильным подходом родителей к их развитию.

 

Взрослые выбирают различные стратегии воспитания: демократию, авторитаризм, гиперопеку или сотрудничество. Вот «плюсы» и «минусы» этих стратегий:

 

Стратегия «Плюсы» «Минусы»
Демократия: «Пусть делает, что хочет: вырастет, поймет, как надо»
  • предоставляет малышу большую степень свободы

 

  • позволяет ему извлекать собственный опыт из разных жизненных ситуаций

 

  • непонимание ребенком границ приемлемого поведения приводит к вседозволенности

 

  • нередко дети чувствуют себя одинокими из-за «невмешательства» родителей в их жизнедеятельность

 

Авторитаризм: «Яйца курицу не учат»
  • четко задает границы «хорошо» и «плохо» (правда, только с точки зрения родителей)

 

 

 

 

  • подавляет личность ребенка

 

  • часто сопровождается оскорбительными действиями в отношении детей (насмешками, грубостью, физическим наказанием и т.д.), что способствует снижению самооценки и появлению комплексов
Гиперопека: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы оно не плакало»
  • большое внимание к нуждам ребенка

 

  • полное «погружение» в его проблемы и желания

 

  • нерациональный подход к воспитанию, подразумевающий исполнение любой прихоти ребенка

 

 

  • дети растут капризными, эгоистичными
Сотрудничество: «Мы вместе устанавливаем правила и вместе их соблюдаем»
  • хороший баланс между опекой и самостоятельностью

 

  • способствует формированию полезных навыков

 

  • позволяет обозначить границы допустимого поведения, при этом не оказывая давления на личность ребенка
  • очень немногие родители владеют этой стратегией, так как это требует от них большой работы над собой

 

  • часто против стратегии сотрудничества выступают старшие члены семьи (особенно бабушки, склонные к гиперопеке), и родителям приходится преодолевать их противодействие

 

 

Идеальной стратегии, говорят психологи, не существует, но по возможности рекомендуют учиться сотрудничать с ребенком.

 

Проблемы социального воспитания детей

 

Проблемы воспитания детей 

Общаться с окружающими дитя начинает с колыбели: «гулит», улыбается, когда с ним ласково разговаривают взрослые, просится на ручки, звуками проявляет нетерпение или неудовольствие и т.д. На этом этапе важно окружить малыша любовью, побуждать его к проявлению положительных эмоций.

 

Примерно с полугода лет до 3 дети проявляют желание действовать совместно с мамой или папой. Здесь хорошим средством социального воспитания становятся простые игры, основанные на ритмичных потешках, песенках, движениях:

 

Зайка прыгал на опушке

Прыг-скок!

Ослик – ушки на макушке

Топ-топ!

 

Многочисленные «почему» начинают преследовать родителей, когда ребенку от 3 до 5 лет. Ему уже недостаточно просто увидеть явления окружающего мира, а хочется понять их суть. Часто из этого получаются забавные истории.

 

Одна пятилетняя девочка пришла из детсада задумчивая. На вопрос папы, о чем она размышляет, малышка ответила:

 

– Пап, а как ты думаешь, что такое «невроток»?

 

Тот слегка опешил, но как человек с высшим образованием решил «не ударить в грязь лицом»:

– Понимаешь, детка, у нас в организме есть нервы…

 

Примерно через пять минут лекции о нейронных связях старший сын, учивший уроки рядом, не выдержал:

 

– А ты где это слово слышала?

– Да мы в садике песенку учили: «Собирали ягодку-малинку не в роток, а в кузовок»…

 

Социальное воспитание детей основано на внимании взрослых к их личности, на развитии представлений малышей о мире и людях. На каждом этапе нужно чутко прислушиваться и присматриваться к тому, как ребенок строит контакты с окружающими, насколько легко он находит друзей, как относится к природе, и умело корректировать его поведение.

P.S. Спасибо за то, что вы не забываете нажимать кнопочки социальных сетей!

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Комментарии:

Обсуждение: 2 комментария
  1. Kira U.:

    Ой, не знаю! Обычно бабушки, свекрови жуть какие авторитарные! Я придерживаюсь всех четырёх стратегий в зависимости от ситуации. Можно побыть и авторитарной, есть ведь такие вопросы, ситуации, когда иначе нельзя. Кто поспорит со мной, что зло и агрессивные проявления детей нужно прерывать, какие-то их жуткие высказывания?! Да, это с моей точки зрения плохо, но и с общечеловеческой, с общепринятой тоже! Мало ли с кем ребенок общается, с той же бабушкой и мало ли чему она там его научит плохому! Отвечать потом законным представителям придётся! И это мой ребенок, я устанавливаю границы дозволенного!

  2. Яна:

    Вот есть любовь, а есть дружба. Любовь — это когда ухаживаешь за любимым человеком. Когда не он сам моет после еды за собой посуду, а ты возьмёшь и помоешь. Иногда. Почему бы и нет? Почему бы не облегчить любимым людям их жизнь? Потом это вернётся сторицей! А дружба — это на равных, это Сотрудничество.
    Но почему-то кто-то придумал «гиперопеку». А это просто любовь и нежность к любимому ребёнку. А не сотрудничество с ним, не дружба. По принципу: ты — мне, а я — тебе. У всех бывают и минуты слабости и лени и грусти. Кто поддержит, как не семья, родители, мать? Побаловать уж нельзя. Потом и в старости дети с вами будут обращаться так, словно вы вполне самостоятельный человек.

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К ГРУППЕ ВК
 
Логическая игра"Поймайте кота". Попробуйте окружить кота точками для того, чтобы он не убежал с поля. Не получилось? Не беда - начните сначала!
 
© 2017 Sonyaclub
Google+