Психологическая готовность детей к обучению

Как можно выяснить, в каком состоянии находится психологическая готовность детей к обучению? Специалисты называют несколько зон контроля, на основании которых делается окончательный вывод. Речь идет о физической, мотивационной, умственной, эмоционально-волевой и коммуникативной готовности.

Психологическая готовность детей к обучению

Как выяснить, готов ли ребенок к школе физически?

Обучаясь в школе, ребенок должен быть склонен не только к умственному, но и к физическому напряжению. Просидеть за партой урок ровно, держа осанку, аккуратно выписывать буквы и цифры только на первый взгляд легко.

У многих ребят причиной слабой успеваемости является именно отсутствие физической готовности: у них недостаточно развита мелкая моторика, да и крупные группы мышц, которые задействованы на уроках физкультуры, не приучены работать, поскольку многие дошкольники склонны к сидячему образу жизни за компьютером или у телевизора.

Если ребенок часто болеет, имеет хронические заболевания или диагноз, связанный с пороками опорно-двигательного аппарата, сердца, иммунной системы, то это может серьезно сказываться на его выносливости, что является отрицательным показателем готовности к обучению.

Если вы наблюдаете у сына или дочки повышенную утомляемость и/ или сниженную физическую активность, проконсультируйтесь с врачом по поводу того, стоит ли отдавать ребенка в школу в нынешнем году или лучше укрепить его физическую форму.

Что такое мотивационная готовность?

Важной частью психологической готовности детей к обучению является их мотивационная готовность, то есть устойчивый интерес к знаниям, желание посещать школу, умение общаться со взрослыми ситуационно (например, понимать, что во время занятий нельзя говорить на отвлеченные темы).

Если мотивации недостаточно, то у ребенка могут начаться трудности с вхождением в коллектив, развиться негатив по отношению к учителю и новым товарищам.

На отношение ребенка к будущей школьной жизни влияет настрой взрослых. Если они вдохновляют детей, создают в их представлении положительный образ школы и учителя, поддерживают их стремление достичь нового уровня, то ребята связывают с обучением большие надежды, хотят стать школьниками. Это означает, что правильную мотивацию должны создавать близкие ребенку люди, в первую очередь родители.

Умственная готовность – как проверить?

Ребенок будет хорошо чувствовать себя психологически, если станет понимать и успешно осваивать школьную программу. Если же с первых дней он попадет в отстающие, то его самооценка может снизиться.

Дети, посещающие садик, в старших группах регулярно проверяются на готовность к обучению, ведь с ними проводятся обучающие занятия по специальной программе. В первую очередь, формируются и отслеживаются знания, умения и навыки, позволяющие удерживать достаточный объем информации, оперировать простыми понятиями, использовать память и т.д.

К школе ребята должны иметь нормальный кругозор, знания об окружающем мире, родном крае, обладать образным мышлением.

Кроме этого, они должны уметь

  • отличать и сопоставлять между собой явления природы
  • анализировать и устанавливать общее между событиями
  • обладать логической памятью (связывать явления друг с другом и воспроизводить эти связи)
  • хорошо владеть разговорной речью, различать определенные символы (например, знаки дорожного движения)

Кроме этого, у детей должен быть хороший уровень сенсорного восприятия, любознательность, стремление к творческому осмыслению опыта.

Развитие эмоционально-волевой готовности

Психологическая готовность детей к обучению во многом определяется их умением ставить цели и преодолевать препятствия. Целеустремленность бывает заметна еще в садике. Проследите, доводит ребенок начатое до конца или склонен отказываться от задуманного.

До школы ребенок должен досконально разобраться в таких понятиях, как «можно» и «нельзя». На их основе у него формируется понятие о дисциплине, устанавливаются приоритеты: «Сначала сделай уроки, потом можешь пойти погулять».

Волевые качества детей, развитые в дошкольном возрасте, помогут им впоследствии выполнять задания, принимать решения и адекватно оценивать результаты своих трудов.

Коммуникативная готовность

При подготовке ребенка к школе важно помнить, что там он будет взаимодействовать с другими детьми и учителями. Он должен уметь не только ладить с ними, но и отстаивать свою позицию, защищаться.

Нужно поддерживать у ребенка навыки общения, учить его выражать свою позицию разными способами, не впадая в агрессию, спокойно реагировать на раздражающие ситуации.

Во многом коммуникативная готовность определяется тем, как ребенок общается с домашними и сверстниками. Если вы видите, что в этом есть сложности, нужно еще до поступления в школу проконсультироваться с детским психологом.

Итак, психологическая готовность ребенка к обучению может быть продиагностирована до поступления в школу, тогда у вас будет достаточно времени на то, чтобы помочь будущему первокласснику восполнить недостающие качества.

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Комментарии:

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К ГРУППЕ ВК
 
Логическая игра"Поймайте кота". Попробуйте окружить кота точками для того, чтобы он не убежал с поля. Не получилось? Не беда - начните сначала!
 
© 2018 Sonyaclub
Google+