Психология школьника

Как развивается психология школьника, чем она отличается от психологии дошкольника и что нужно предпринимать родителям, чтобы ребенок хорошо чувствовал себя и показывал хорошие результаты в учебе? Это не праздные вопросы.

Психология школьника

С наступлением первого учебного года, когда проходит эйфория от гордости за себя, ставшего учеником, ребенком начинаются осознаваться первые трудности: появление новых, не всегда воспринимаемых положительно новых задач, сложности с адаптацией в коллективе, привыкание к требованиям учителя и т.д.

Сталкиваясь с сопротивлением детей, их нервными срывами, переутомлением, нежеланием идти в школу, саботажем учебной деятельности, родители начинают бить тревогу. Однако многие проблемы можно предотвратить, если знать, что представляет собой психология школьника младших классов.

Начало» взрослой» жизни

Для многих первоклассников школа – это начало другой, «взрослой» жизни. И они с удовольствием поддерживают разговоры с родителями о том, какие они теперь «большие», радостно выбирают ранец, дневник, тетрадки… В этот момент многие мамы и папы впадают в иллюзию, что действительно дети осознают свой изменившийся статус и станут более ответственно подходить к учебе, будут более самостоятельными.

Однако обольщаться не стоит: психологи утверждают, что для основной массы детей начало учебы не более чем игра. Психология школьника — первоклассника мало отличается от психологии дошкольника, поэтому проще всего объяснять ему истины о школе языком правил игры. Нужно договариваться о том, как теперь будет организован его день, что из запланированного должно выполняться в первую очередь, а что потом, как вести себя в классе и т.д.

Адаптация в коллективе происходит быстрее у тех детей, которые посещали детский сад, а также занимались в развивающих кружках, секциях. Им легче психологически подстроиться под других ребят и учителей, они не отличаются сильной застенчивостью и быстро находят общий язык с разными людьми. Зная эту особенность психологии школьника, стоит заранее подготовить ребенка к общению со сверстниками, развивать у него социальные навыки.

Важность переключения

В дошкольном периоде у детей физическая активность превалирует над интеллектуальной, а в школе все происходит с точностью до «наоборот».

Почему дети так устают? Потому что важнейшим принципом формирования нормальной психологии школьника является возможность переключения с одной деятельности на другую, а они сразу погружаются в учебу и привыкают жить в непрекращающемся стрессе.

Только представьте себе: вы каждое утро приходите на работу, и строгий начальник ставит вам отметки за то, как вы написали отчет, заполнили ведомость, подготовили рабочее место. А если ему что-то не понравилось, он перед всем коллективом устраивает «читку» ваших документов и разбор ошибок. А когда вы приходите домой и рассказываете своим родителям, что вам сегодня начальник «двойку» за квартальный баланс поставил, они дружно начинают ругать вас и говорить: «В кого же ты у нас глупый такой? Все бухгалтера как бухгалтера, а у тебя вечно проблемы и т.д.»

Понимаете теперь, какой стресс испытывают дети, каждый день пребывая в ситуации оценки результатов их деятельности сначала учителем, потом родителями? Как психология школьника страдает от такого пристального внимания и негатива? Как надо контролировать свои эмоции, чтобы вести себя с детьми разумно и гуманно?

Чтобы стресс не накапливался и не приводил к серьезным проблемам в здоровье, нужно приучать детей к регулярным прогулкам, которые не могут быть заменены на просмотр передач или игру на компьютере. Час игры с ребятами в футбол, катание на велосипеде, пробежка в парке с папой или поход в бассейн с мамой позволят ребенку отдохнуть лучше, чем несколько часов просмотра мультфильмов.

Главное – не оставлять ребенка наедине с возникшими трудностями не утратить его доверие. Первые взлеты и неудачи, дружба и ссоры, симпатии и антипатии, любовь и ненависть – все это слагаемые опыта, который поможет подготовиться к взрослой жизни, где все решения придется принимать самостоятельно и нести за них персональную ответственность.

Комментарии:

Обсуждение: 2 комментария
  1. Margarita:

    Не думаю, что адаптация в школе в первый год учебы лучше проходит у тех детей, кто посещал детский сад или кружки и секции. Адаптация зависит от желания самого ребенка общаться, есть дети общительные и коллективные, а есть такие дети, которым и детский сад был в тягость. Это не аутентичные дети, а просто самодостаточные.

    А общительные детки, не ходившие в детский сад и не видевшие близко других детей — настолько мечтают общаться и быть вместе с др. детьми, что адаптация у них проходит с радостью. Они мчатся в первый класс и каждый день в школу на всех парусах! 🙂

    Но тут многое зависит от того, какие дети в классе, агрессивные, злобные или добрый и спокойные, как они примут такого ребенка, стремящегося к общению или, наоборот, застенчивого и плаксивого.

    И, главное, все от учителя зависит, равнодушна ли она к воспитанию детей в классе, это ее прямая, кстати, обязанность по ФЗ «Об образовании в РФ» — воспитывать детей в духе общественных ценностей, разбирать детские конфликты, делать так, чтобы в ее классе всем детям без исключения бело комфортно учиться и общаться.

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К ГРУППЕ ВК
 
Логическая игра"Поймайте кота". Попробуйте окружить кота точками для того, чтобы он не убежал с поля. Не получилось? Не беда - начните сначала!
 
© 2018 Sonyaclub
Google+