Развитие личности ребенка

 

С какого возраста о ребенке можно говорить как о личности? Большинство педагогов и психологов считают, что примерно лет с 3-х. В этом возрасте дети уже достаточно осмысленно подходят к различению понятий «хорошо» и «плохо», соизмеряют с ними свои действия. Развитие личности ребенка характеризуется и его стремлением к самостоятельности. Очень часто от малышей в этот период можно услышать: «Я сам».

Развитие личности ребенка

Конечно, это не означает, что личность ребенка сформируется в одночасье, ведь к трехлетнему возрасту он уже прошел некоторый путь в окружении других людей, которые определенным образом повлияли на его становление.

Личность ребенка во многом является «продуктом» воздействия на нее взрослых: с раннего детства малыш слушает и запоминает интонации, жесты, видит их отношение друг к другу и к себе. Сначала играя, а затем в межличностном общении он будет воспроизводить увиденное как собственную модель поведения. Наблюдая со стороны, как ребенок грубит или жадничает, хитрит или проявляет агрессию, взрослые даже не подозревают о том, что сами стали причиной негативных проявлений со стороны малыша. Неудивительно, что развитие личности ребенка часто сопровождается попытками родителей насильственным путем внести коррективы в его становление с помощью наказаний.

Почему дети упрямятся и что с этим делать?

Этот вопрос часто задают родители психологам и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Упрямство детей доставляет им так много хлопот! А причиной этому является неудовлетворенное желание ребенка быть самостоятельным. В 3 года он уже достаточно взрослый, чтобы принимать какие-то решения, выполнять несложные задания, у него уже есть предпочтения по видам деятельности, а родители продолжают видеть в нем карапуза, который создан для того, чтобы тискать его и умиляться каждому шагу. А малыш уже хочет уважения как личность. Именно поэтому так важен баланс между требованиями взрослых и уважением к личности ребенка.

Специалисты по дошкольному возрасту выделяют несколько типов упрямства:

  • Упрямец «обиженный»: уровень требований сильно превышает уровень уважения. Ребенок чувствует ущемление собственных интересов и, как может, сопротивляется этому
  • Упрямец «баловень»: очень маленький уровень требований, а уважение подменяется слепым потаканием всем прихотям ребенка
  • Упрямец «безнадзорный»: нет ни требований, ни уважения. В этом случае специалисты констатируют предоставленность ребенка самому себе, и упрямство является протестом против равнодушия взрослых

Таким образом, найдя равновесие между интересами личности ребенка и интересами его воспитания, вы избежите проявлений упрямства со стороны малыша.

Как воспитать всесторонне развитую личность?

Одним из принципов воспитания, по аналогии с медициной, должен стать принцип «не навреди», потому что очень часто взрослые решают вырастить ребенка по своему образу и подобию. Именно поэтому все комплексы и негативные жизненные установки «родом из детства».

Недоверие к собственному ребенку порождает его неуверенность в себе. «Не трогай чашку – разобьешь!», «Не дружи с этим мальчиком – он плохие слова говорит!», «Что ты, какая хоккейная секция? Ты посмотри, что они на льду вытворяют! Тоже хочешь без зубов ходить?» – эти фразы можно услышать в разговоре родителей и ребенка не так уж редко. И опасения, вроде, обоснованны, но как можно стать личностью, если твою свободу постоянно ограничивают?

Умеете ли вы быть с ребенком «на равных», обсуждая вопросы, касающиеся его? Например, в выборе подарка, в придумывании сценария детского праздника, в планировании выходного дня? Ребенку важно понимать, что его слышат, принимают во внимание его пожелания, что-то доверяют ему. Ведь лидерские качества личности формируются только с принятием на себя ответственности. А иногда бывает так, что инициатива ребенка дома постоянно подавляется, а в школе мама сетует: «Что-то он у нас неактивный какой-то!» Так и хочется спросить: а с чего бы?

Развитие личности ребенка

Самое сильное по воздействию на личность слово – «верю». Если вы говорите своему ребенку, что верите в него, то он станет справляться с самыми сложными задачами, даже если не все получится сразу. Победите свой страх и отведите его не в ту секцию, которую «посоветовала Дарья Степановна», а в ту, которую выбрал ребенок. Пусть набьет себе шишек, может быть, даже отчается в какой-то момент. Вот тут главное не восторжествовать: «А я тебе что говорила! Вот Дарья Степановна…» и т.д. Скажите ребенку, что у него все обязательно получится, что он сможет добиться высот через усилия и труд, что вы в него верите. Потому что в любом деле выигрывает тот, кто 100 раз упал, но 101 раз поднялся.

Развитие личности ребенка – творческий процесс. Если вы заинтересованы в том, чтобы ваши дети состоялись в жизни как личности, позвольте им быть такими с детства.

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Комментарии:

Обсуждение: 2 комментария
  1. Таня:

    А у нас так смешно получилось! Дочка кричала уже в 6 месяцев, не поверите, когда у нее отбирали ложку, чтобы ее кормить! Она и сидеть толком не умела, стояла на стульчике для кормления, сгиналась с этой ложкой, черпала еду и несла ко рту, не промахиваясь!!! :))) Вот так! Умела есть с пелёнок, как говорится! Это было удивительно. Она противилась тому, что её кормили, представляете?! Своим криком она как бы говорила: «Я сама!». Дашь ложку — успокоится и продолжает вот так сама есть. То есть, личность в ней в полгода развилась, что ли?! 🙂

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К ГРУППЕ ВК
 
Логическая игра"Поймайте кота". Попробуйте окружить кота точками для того, чтобы он не убежал с поля. Не получилось? Не беда - начните сначала!
 
© 2018 Sonyaclub
Google+