Развитие мышления у детей

Как правильно организовать развитие мышления у детей?

 

Новорожденный малыш не обладает мышлением – оно формируется в процессе жизни с приобретением опыта и под влиянием взрослых. Развитие мышления у детей можно наблюдать на протяжении дошкольных лет и в школе – это длительный процесс.

Развитие мышления у детей

Вот ребенок устанавливает первые, еще не осознаваемые до конца связи: если качнуть игрушку, раздается звук. Или при виде кошки радостно кричит: «Киса!», а потом «кисой» называет пушистый воротник пальто, игрушку и т.д. по внешнему сходству.

 

Вот пример детского умозаключения, основанного на сравнении размеров. Однажды бабушка, занимавшаяся с двухлетней внучкой, показала ей на картинке карету.

 

– Что это? – спросила она у девочки.

– Домик на «пидиди» (велосипеде) едет, – подумав, ответила малышка.

– Это карета. А я в нее сяду и поеду, – продолжила бабушка.

– Нет, – уверенно возразила внучка. – Баба большая, а домик маленький!

 

Для усвоения понятий о свойствах предметов рекомендуется чаще давать малышам предметы разной фактуры, степени жесткости, размера. Игрушки в виде пирамидок с кольцами различного диаметра, разборные коврики – аппликации, шарики с выступами и впадинами разной формы – все это расширяет круг познания и способствует развитию мышления у детей.

 

Развитие логического мышления у детей

 

Термин «логика» родом из Греции, где ему придавалось значение «науки о правильном мышлении». В возрасте около 5 лет дети часто задают вопросы, начинающиеся с «почему». Это один из признаков потребности в выстраивании логических связей между явлениями:

 

– Мама, вы с папой можете бегемота съесть?

– Нет.

– А почему?

– Бегемот большой, а мы маленькие.

– А если его на кусочки порезать?

 

– Мама, можно я эту таблетку съем?

– Ни в коем случае!

– Почему?

­– Потому что все таблетки принимают строго по показаниям.

– Так я же показал!

 

В это же время дети склонны делать собственные выводы, порой весьма забавные:

 

Раз есть моллюски, значит, есть и «большуски».

 

– Если там никого не кричит, значит, там никого не гуляет.

 

Если в раннем возрасте дети мыслят конкретными образами, которые связаны в основном с их практическим опытом, то к 5 годам у них формируется целенаправленная мыслительная деятельность. Для этого необходимо ставить детям интересные задачи.

 Развитие мышления у детей

Игры для развития мышления

 

Для детей до 3 лет подойдет игра «Что здесь лишнее?»

 

Реквизит:

карточки с фото животных, птиц, домашней утвари, цветов, обуви, одежды и т.д.

Ход игры:

Ведущий игру педагог или родитель показывает ребенку несколько карточек: на большинстве изображены, например, птицы, а на одной животное. Ребенка просят исключить лишнее, предлагая объяснить свой выбор. Аргументация – ключевой момент, потому что важно понять, на основе главных или второстепенных признаков сделан выбор «лишнего».

 

Детям с 3 до 4 лет можно усложнить задачу и провести игру «Кто кем будет? Кто кем был?»

 

Можно просто говорить, а можно показывать картинки с изображением знакомых ребенку предметов и спрашивать: «Кем (чем) это будет в будущем?»

Например:

 

котенок – кошка

жеребенок – конь (лошадь)

почка на дереве – листочек

яйцо – цыпленок (крокодил, черепаха, змея)

и т.д.

 

Можно дополнять ответы ребенка своими вариантами.

 

То же самое, только наоборот, получается при задавании вопросов: «Кто кем был?»

 

мужчина – мальчиком

мука – колосом

подсолнух – семечкой

и т.д.

Развитие мышления у детей

Игра «Волшебник» поможет дошкольникам развить пространственное мышление, а также сформировать навык обобщения, умение объединять разрозненные части целого.

 

Для этого ребенку даются части целого и предлагается соединить их так, чтобы получился узнаваемый предмет. Например, из разрозненных частей цветка (отдельно стебель, листья, лепестки, сердцевинка) нужно сложить растение.

 

Дополнительным заданием может стать небольшая сказка про этот цветок, который создал «волшебник».

 

 P. S. Уважаемые читатели, если вам понравилась статья, не поленитесь пожалуйста нажать кнопочки социальных сетей! Спасибо заранее!

 

 

 

Навигация

Следующая статья:

Комментарии:

Обсуждение: 2 комментария
  1. Светлана:

    Нужно, чтобы у ребенка было много игрушек. Разных! И куклы и мягкие игрушки и фигурки животных и фигурки из киндер-сюрпризов и домики и шарики и шары и кроватки-коляски, машинки тоже разные. Кубики и тележки, конструкторы и пазлы. Книги должны быть, предметы для рисования. Телевизор, детские передачи развивающие и мультики, компьютер. Если ребёнок будет находиться в такой комнате, где есть всё вышеперечисленное мною — он обязательно разовьётся, будет умным и смышлёным. Даже без помощи взрослых! 🙂 А если с ним еще и родители будут заниматься, под контролем рисовать с ним и читать, объяснять, как играть в игрушки, рассказы рассказывать и просто общаться — тогда вундеркинд вам обеспечен! 🙂

  2. Оксана:

    Да, развитие мышление, логики у детей порой оригинально! Например, наша знакомая девочка почему-то услышав слово «злаки», в составе йогурта, сказала, что этот йогурт со «злюками»! Ей почти 5 лет, сказала, что эти слова похожи!

    Чтобы у детей с логикой всё было нормально, нужно следить за своей речью. Например, не надо говорить слово «чужие-чужой» вместо «другие-другой». Ведь если старший брат испортит рисунок младшего, он испортит не чужой рисунок, а другой. Брат младший ведь не чужой ему человек, а — родной! 🙂

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К ГРУППЕ ВК
 
Логическая игра"Поймайте кота". Попробуйте окружить кота точками для того, чтобы он не убежал с поля. Не получилось? Не беда - начните сначала!
 
© 2018 Sonyaclub
Google+