Развитие речи ребенка

 

Развитие речи ребенка

 Очень важно начинать развитие речи ребенка практически с момента рождения. Первые слова, которые он слышит, – обращение к нему мамы: «Здравствуй, ты родился! Мы так тебя ждали!» И дальше этот голос, то ласковый и нежный, то испуганный, то строгий, будет сопровождать его долгие годы. Еще не осознавая смысла слов, ребенок начинает различать интонации, потом учится на них реагировать.

Логопеды и педагоги, специализирующиеся на работе с дошколятами, утверждают, что разнообразие интонационной окраски речи взрослых влияет на развитие мыслительных процессов ребенка и помогает впоследствии лучше усваивать информацию. Так что некоторые родители ошибочно полагают, будто развитием речи ребенка в дошкольном возрасте занимаются детский сад и школа, а при бытовом общении этого не происходит.

 

Роль речи в развитии ребенка

 

Развитие речи ребенка

Огромную роль в развитии ребенка имеет речь взрослых, которые его окружают. Как правильно строить общение с ним?

 

  • Говорить внятно, в умеренном темпе

 

  • Четко произносить слова, избегая «сюсюканья»: нередко именно из-за искажений звуков взрослыми ребенок имеет логопедические проблемы

 

  • Приучайте ребенка к нормальной громкости звука, не только в речи, но и при просмотре телепрограмм, прослушивании радиопередач

 

  • Следите за своей речью: дети очень быстро усваивают нецензурную лексику, слова-паразиты, жаргонизмы и т.д.

 

  • Не старайтесь подражать лепету малышей: «бибика», «вавачка», «ляля». Это мешает детям воспринимать речь. Говорите просто, но правильно, избегая труднопроизносимых слов

 

  • Никогда не смейтесь над речью детей: в 1-3 года они часто забавно искажают слова. Это может задеть ребенка, и он будет стесняться говорить

 

  • Аккуратно делайте замечания ребенку, если он неправильно говорит какие-либо слова: не повторяйте их в ироническом тоне, а произнесите правильно и отчетливо. Специалисты не советуют настойчиво заставлять детей повторять несколько раз трудное слово, особенно в ясельном возрасте, когда речевой аппарат еще не сформирован полностью

 

  • Читайте ребенку книги вслух и обсуждайте с ним содержание прочитанного. Как правило, дети охотно отвечают на вопросы, но могут ошибаться в произнесении слов. Не перебивайте, дайте ребенку закончить высказывание, потом поправьте и произнесите фразу правильно

 

Методики развития речи ребенка

Развитие речи ребенка 

Существуют методики развития речи детей дошкольного возраста, используя которые, можно добиться значительных результатов и облегчить ребенку в будущем восприятие школьного материала.

 

Метод В чем состоит Результат
Наглядность
  • Наблюдение за природой

 

  • Рассматривание картин, фотографий

 

  • Последующее описание увиденного
  • Ребенок формирует собственное мнение о явлениях окружающего мира

 

  • Развивается логическое мышление через взаимосвязь: «листочки пожелтели, потому что наступила осень», «весна, стало теплее, снег растаял, побежали ручьи»

 

  • Эмоции детей становятся более глубокими
Словесные методики
  • Разучивание и чтение стихотворений

 

  • Пересказ прослушанных текстов

 

  • Разгадывание загадок с демонстрацией предмета-разгадки
  • Развивается беглость речи

 

  • Увеличивается скорость восприятия

 

  • При разгадывании загадок активизируется мышление, воображение
Практические методики
  • Различные виды повторения

 

  • Дидактические игры (сценки, «Кукла пришла в гости» и т.д.)

 

  • Дети правильно используют речевые обороты

 

  • Речь становится более разнообразной, уместной в различных игровых ситуациях, имитирующих действительность

 

Развитие связной речи ребенка

 

Какую речь называют «связной»? Ту, в которой мысли логично связаны между собой и излагаются последовательно. В диалоге используются вводные слова, предлоги, междометия. Монологическая речь образная и эмоциональная.

 

Для того чтобы сформировать у ребенка навыки правильной речи, лучше всего использовать игру.

 

Игра «Скажи, какой он?»

 

Реквизит: знакомые ребенку предметы (игрушки, фрукты, овощи, яркая посуда и т.д.)

 

Взрослый просит ребенка описать предмет. Например:

 

  • апельсин – оранжевый, круглый, большой, шершавый, душистый
  • карандаш – зеленый, тонкий, острый, длинный

 

Если ребенок затруднится с подбором слов, нужно помочь ему справиться с заданием.

 

Игра «Что за зверь такой чудесный?»

 

Реквизит: игрушки-животные.

 

Задание для детишек постарше: нужно не просто описать, а рассказать все, что заешь о зверьке.

 

Например:

 

  • Крот – черный маленький зверек. Живет под землей в темноте. Он слепой.
  • Кошка – домашнее животное. Пушистая, ласковая, умеет мурлыкать. Любит играть. Ест молоко, мясо.

 

Игра «Угадай-ка!»

 

Реквизит: любые предметы, лучше игрушки.

 

Взрослый описывает игрушку, а ребенок старается отгадать, о чем идет речь.

 

Игра на развитие связной речи «Подружимся со звуками»

 

Некоторые дети затрудняются с выговариванием отдельных звуков. Им поможет игра на автоматизацию их произнесения. Такое занятие лучше проводить после консультации с логопедом, ведь часто родителям трудно самим определить причину неправильной артикуляции.

 

Для начала нужно потренировать ребенка произносить отдельные звуки, но отрабатывать в одном занятии близкие по месту образования звуки нельзя!

 

Суть игры заключается в том, что ребенку выдаются карточки с изображением, в названиях которых встречается изучаемый звук. Если он произносит слово правильно, четко проговаривая звук, то берет следующую карточку. Если нет – взрослый подает сигнал колокольчиком, и ребенок предпринимает новую попытку.

 

Занятия по развитию речи ребенка с одновременным движением

 

Развитие речи ребенка

Занятия по развитию речи должны включать в себя и подвижные игры и упражнения. Суть их заключается в том, что ребенок не просто проговаривает, а еще и выполняет синхронные движения.

 

Специалисты выделяют как пальчиковые упражнения: «Бабушка очки надела», «Крокодил», «Замок», так и стихи с одновременным движением: «Сорока-воровка», «Идет бычок, качается…» и др.

 

Хорошо воспринимаются детьми упражнения на перемещение по комнате. Например:

 

Мишка, лапки подними!

Мишка, лапки опусти.

Мишка, Мишка, покружись,

А теперь к земле пригнись!

И еще брюшко потри:

Раз, два, три. Раз, два, три!

 

Их можно успешно использовать как в детском саду, так и дома.

 

P.S. Уважаемые читатели, если вам понравилась статья «Развитие речи ребенка«, поделитесь ею со своими друзьями в соцсетях! Спасибо!

Развитие речи ребенка
24

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Комментарии:
Обсуждение: оставлено 3 коммент.
  1. Oksana:

    Очень вредно сюсюканье с детьми! Сама убедилась! Сюсюканье — это когда говоришь: «зюбки», а не «зубки». Есть такая логопедическая проблема: ребёнок не правильно говорит букву «р», но говорит ее мягко, как «рь» — «риба». Гораздо труднее вылечить дефект, если «р» французская. Это называется дислалией («рь») и это лёгкая форма дефекта, она проходит сама к школьному возрасту. Нужно языком цокать, как лошадка, плюс тянуться кончиком языка к кончику носа. Такие простенькие упражнения помогают. Лечите детям речь! Сейчас с дислалией запрещено брать на работу в органы прокуратуры, например.

  2. Детская киношкола Алматы. Детская киностудия. Школа театра кино и телевидения, актерского мастерства, театрального драматического искусс:

    […] у малыша – залог высокой степени их коррекции. Правильно поставленная речь, хорошо развитый фонематический слух позволят в […]

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К ГРУППЕ ВК
 
Логическая игра"Поймайте кота". Попробуйте окружить кота точками для того, чтобы он не убежал с поля. Не получилось? Не беда - начните сначала!
 
Яндекс.Метрика
© 2016 Sonyaclub
Google+