Развитие способностей школьников
Одной из задач, которую решают учителя и родители, –развитие способностей школьников, потому что с увеличением учебных нагрузок дети сталкиваются с трудностями:
- начинают быстро уставать
- жалуются, что сложно запоминать материал
- становятся невнимательными
- затрачивают много времени на выполнение домашних заданий
В связи с этим необходимо принимать меры, которые помогут детям справляться с учебой, не затрачивая при этом слишком много усилий и не истощая нервную систему.
«Ну вот, снова учить!» – воскликнет кто-то из родителей, представляя, что развитие способностей школьников – это такое нудное занятие, усложняющее и без того несладкую жизнь современных ребят. На самом деле, наилучший эффект приносят занятия в увлекательной игровой форме, доставляющие детям большое удовольствие. Судите сами.
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
В школе детям приходится запоминать большой объем разнообразной информации: правила, формулы, определения, даты, отрывки текстов. Поэтому развитие способностей школьников обязательно включает блок укрепления памяти.
Вот некоторые интересные упражнения, которые, по мнению экспертов, совершенствуют умение ребенка удерживать в памяти полученные при обучении сведения и использовать их:
- Раздвигаем границы воображения. Память детей во многом ассоциативна, поэтому нужно развивать у них способность закреплять мысленно связи между явлениями – это один из эффективных способов запоминания. Например, предложите ребенку нарисовать «запах лета», рассказать, «какую музыку могло бы издавать белое облако, плывущее по небу» и т.д.
- Активируем визуализацию. Если ребенку трудно дается материал по предмету, начинайте рисовать. Рисуйте, как из города А в город Б идет человек, обозначайте расстояние, которое он прошел, и путь, который остался. Дети должны понимать, что за строчками задачи скрывается описание конкретного действия и результата. Особенно эффективно такое запоминание при изучении естественных наук, не случайно в физике, химии, биологии так много таблиц, схем, диаграмм
- Учимся делать пометки. Одним из способов запоминания текстов является работа с пометками. Нужно разрешить ребенку сделать «опорный план» пересказа при помощи значимых слов и выражений, которые вы вместе с ним отберете и выпишете на листок. Разрешите школьнику пользоваться этим планом при пересказе.
Развиваем скорость чтения
В понимании многих родителей развитие способностей школьников невозможно, если они медленно читают. И вообще-то они правы, ведь на чтении основаны многие предметы: даже если ребенок одарен в математике, но не успевает прочитать и понять задачу, то его успехи будут значительно ниже потенциала.
Что советуют специалисты? Один из видных ученых И. П. Федоренко утверждает, что ребенка не научишь читать бегло, если заниматься с ним редко и подолгу. В своих работах педагог доказывает, что значительно эффективнее регулярные, но короткие по времени упражнения.
Когда вы начинаете заниматься с детьми, учитывайте, что для первоклассников сложно воспринимать сплошной текст, им важно переключение и отдых. Можно использовать слайды или диафильмы, где под картинкой есть одно-два предложения текста. Прочитав их и рассмотрев изображение, ребенок двигается дальше с энтузиазмом, его не надо заставлять и дополнительно мотивировать.
Ускоряем мыслительные процессы
Часто развитие способностей школьников связано с активированием мыслительных процессов, ведь для учащихся необходим навык давать собственные оценки происходящему, делать выводы, сопоставлять свою точку зрения с другими и т.д. Чем ярче выражены эти навыки, тем способнее ребенок: он может добиваться выдающихся успехов в учебе, быть победителем олимпиад, вырабатывать оригинальные, креативные идеи.
Для развития способности мыслить нестандартно, образно, логично не стоит погружать детей в шаблоны и устанавливать строгие границы: «так делаем, а так – нет». Объясните ребенку, что ошибиться не страшно, это нормальный процесс поиска истины. Пусть смелее высказывает собственные суждения, ищет свои способы решения задач, предлагает новое видение знакомой темы.
Собственные идеи у детей появляются при общении, поэтому больше дискутируйте, обсуждайте с ними различные вопросы. Рассказывайте им истории об открытиях и ученых, которые их совершили.
К сожалению, во многих школах принципы творческого мышления только декларируются, на деле же этого не происходит: напротив, инициатива часто подавляется, ребенка пробуют «усреднить», ведь «середняками» проще управлять. А для того чтобы обеспечить развитие способностей школьников быть креативными и смелыми, нужны учителя, поистине увлеченные своим предметом, а не рассматривающие его только как средство к существованию. Так что усилия родителей, заинтересованных в раскрытии потенциала своего ребенка, зачастую являются единственной возможностью для одаренного школьника проявить себя.
Навигация
Предыдущая статья: ← Рамона и Бизус смотреть онлайн
Следующая статья: Пальчиковое развитие →
- Безопасность детей (51)
- Воспитание детей (1 419)
- Детские праздники (42)
- Здоровье детей (242)
- Мода для девочек (21)
- От автора (9)
- Развитие детей (364)
- Рецепты (45)
- Семейные путешествия (17)