Развитие способностей у детей

Что такое способности? Как понять, у кого они есть, а кому, как говорится, «Бог не дал»? Возможно ли развитие способностей у детей и что для этого предпринять?

Развитие способностей у детей

Эти и другие вопросы нередко задают родители, нацеленные на определение детей в популярные учебные заведения с различными предметными «уклонами»: математическим, лингвистическим, биологическим.  Вот что по этому поводу думают специалисты.

Кого называют способным?

Некоторые считают, что способности – это врожденное качество, поэтому кто-то от природы талантлив и склонен к какому-то виду деятельности или науке, а кто-то изначально зауряден и не является носителем «дара». Специалисты утверждают, что это обывательский взгляд на природу способностей, и те, кто его придерживается, просто не понимают разницы между способностями и задатками.

То, что дано от рождения, это задатки, то есть склонность к чему-то. Например, малыш оживляется, когда слышит красивую мелодию, улавливает ритм, пытается повторить ее. Можно сказать, что у него предположительно есть  задатки для занятий музыкой. Станет ли он музыкантом, если не заниматься с ним, не поддерживать интерес к миру музыки, не предложить ему занятия в музыкальной школе? Скорее всего, нет, потому что для того, чтобы задатки стали способностями, нужна постоянная функциональная готовность к качественному действию в выбранном направлении. А развитие способностей у детей подразумевает формирование необходимых знаний, умений и навыков.

Таким образом, способным называют ребенка, который показывает выдающиеся результаты в каком-либо виде деятельности, творчестве, науке, при этом проявляет интерес и предпринимает действия для постоянного совершенствования в них.

Средства развития способностей ребенка

Взрослые, умудренные жизненным опытом и понимающие, чего хотят в жизни, чаще всего имеют достаточный уровень мотивации, чтобы развивать свои способности через  самообразование. А вот основные средства развития способностей ребенка – это его окружение и образ жизни. Именно взрослым принадлежит ведущая роль в формировании у детей необходимых для развития способностей качеств: силы воли, умения доводить начатое до конца, упорства в достижении целей, готовности к обучению.

Многие люди, добившиеся высот в выбранном деле, отмечают, что благодарны родителям и педагогам за поддержку, веру в них, реальную помощь, которую они оказывали. Однако есть и то, что тормозит развитие способностей у детей:

  • Навязчивое внимание, пристальное наблюдение за ними. Дети становятся скованными, комплексуют, у них проявляется высокая тревожность, мешающая самовыражению
  • Оценивание. Для ребенка должно быть важно то, как у него получается то, чем он занимается. Он в первую очередь сам должен радоваться своим достижениям и результатам. Если же он регулярно находится в ситуации оценивания со стороны взрослых, то постепенно акценты смещаются, и ребенка больше начинает волновать то, что подумают или скажут о нем другие. Тут начинаются переживания и стрессы, являющиеся «врагами» любого развития
  • Побуждение к соревнованиям. Развитие способностей у детей – очень индивидуальный процесс, проходящий у каждого человека в своем темпе. В данном случае соревновательность вредна, потому что подразумевает победителей и проигравших. Это вариант оценивания
  • Высокая степень контроля. Для развития детям необходимо исследовать мир, экспериментировать с ним, но некоторые взрослые отказывают им в этом, контролируя каждый шаг. Это приводит к потере интереса к развитию у ребенка, ведь взрослый и так скажет, что и когда нужно делать. Так зачем время терять?
  • Завышенные ожидания. Способные дети плохо переносят давление со стороны взрослых, когда те хотят высоких результатов «сразу и много». Именно поэтому мамам и папам стоит запастись терпением и понять, что развитие интеллектуальных способностей детей, и творческих, и физических требует времени, а также умственных, эмоциональных и физиологических затрат со стороны ребенка.

Вот почему деток нужно чаще хвалить даже за небольшие достижения, оказывать им помощь в сложных ситуациях, но не отбирать инициативу, не давить на них. Только так вы сможете с удовольствием наблюдать, как развиваются их способности.

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Комментарии:

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К ГРУППЕ ВК
 
Логическая игра"Поймайте кота". Попробуйте окружить кота точками для того, чтобы он не убежал с поля. Не получилось? Не беда - начните сначала!
 
© 2017 Sonyaclub
Google+