Развитие внимания у младшего школьника

Способность сосредоточиваться, концентрироваться, отсекать ненужную информацию – важнейшее условие успешного обучения в начальных классах. Первоклассникам с плохой внимательностью сложно воспринимать речь учителя или исследовать изучаемый предмет. Чтобы улучшить успеваемость, нужно разобраться в том, как происходит развитие внимания у младшего школьника, какие игры и упражнения помогают бороться с рассеянностью и с помощью каких приёмов можно натренировать детскую внимательность.

Развитие внимания у младшего школьникаОсобенности внимания у первоклашек

Гиперактивное поведение и высокая рассеянность – подобными словами описывают психологи и классные руководители особенности бывших дошколят. Ребёнок не может сосредотачиваться, концентрировать внимание, что приводит к упущению базовой информации, отставанию в учёбе.

В психологии принять подразделять внимательность на:

  • непроизвольную, которая возникает независимо от желания ребёнка при воздействии на зрительные либо слуховые органы определённого раздражителя;
  • произвольную, которая вырабатывается при осознанной сосредоточенности ребёнка на определённом объекте и может требовать волевых усилий;
  • послепроизвольную, которая наблюдается в случае заинтересованности ребёнка определёнными объектами и при наличии увлечённости какой-либо деятельностью.

Невзирая на тот факт, что первоклассник уже вышел из дошкольного возраста, его внимание всё равно остаётся непроизвольным. Именно поэтому ребятишки в классе столь остро и непосредственно реагируют на что-то новое и не способны подолгу сосредоточиваться на чём-то одном.

А если добавить к этому высокую эмоциональность и впечатлительность, то можно представить, как непросто детям учиться. При этом ребёнок по-разному реагирует на сам объект восприятия: эмоционально окрашенный материал хорошо запоминается, а вот при прослушивании «скучной» учительской речи наблюдается быстрая отвлекаемость.

При этом важно понимать, что развитие внимания у младшего школьника происходит постоянно, то есть данное качество можно и нужно корректировать и тренировать. При целенаправленных занятиях совершенствуются все характеристики внимательности: объём, концентрация, возможность переключения и распределения, устойчивость.

Следовательно, опускать руки при проблемах внимания у ребёнка не стоит, так как эта особенность развивается вместе с ним. Однако и пускать данную проблему на самотёк также не следует, ведь от умения сосредотачиваться зависит успешность детской учёбы.

Развитие внимания у младшего школьника

Совершенствовать детскую внимательность необходимо постоянно и постепенно, используя разнообразные приёмы. Первоначально длительность занятий не будет превышать четверти часа, если заинтересованность слишком низкая, можно обойтись 10 минутами. Рассмотрим основные приёмы.

  1. Текст с ошибками. Ребёнку даётся коротенький текст с явными ошибками. Задача – обнаружить и вычеркнуть неточности за определённый промежуток времени. Затем переходят к более сложным заданиям.
  2. Пуговицы. Ребёнок и взрослый получают по одинаковому комплекту пуговок разной формы. Родитель выкладывает эти пуговицы в определённом порядке, малыш изучает и запоминает, а потом (после скрытия образца) выкладывает увиденную последовательность.
  3. Числа. Ребёнку показывают 10-15 чисел на карточке, после чего её убирают, а игрок должен назвать те цифры, которые он смог заметить и запомнить. После того как все числа будут названы, добавляются дополнительные символы.
  4. Пропуск или поиск лишнего. Ребёнку даётся какой-либо ряд, состоящий из чисел, прочих последовательностей. Игрок должен найти то, что пропустили. Иной вариант – поиск чего-то лишнего, например, исключение ненужного растения, вещи или животного.
  5. «Жучок». Ребёнок держит перед собой лист, расчерченный на клетки. Водящий должен направлять несуществующего жука по полю, а малыш мысленно «ведёт» его по клеточкам, при этом нельзя пользоваться карандашом либо пальчиком. После окончания движения ребёнок помечает крестиков определённую клетку.

Таким образом, развитие внимания у младшего школьника – процесс непрекращающийся и развивающийся практически в любом виде деятельности. Важно лишь создать определённые условия – например, постоянно играть и тренировать внимательность с помощью различных упражнений и игровых приёмов.

Навигация

Предыдущая статья: ←

Комментарии:

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К ГРУППЕ ВК
 
Логическая игра"Поймайте кота". Попробуйте окружить кота точками для того, чтобы он не убежал с поля. Не получилось? Не беда - начните сначала!
 
© 2017 Sonyaclub
Google+