Ребенок не умеет проигрывать
Понаблюдайте за реакцией ребенка на ситуацию, в которой он оказался проигравшим. Например, при сражении в настольные игры, во время школьных соревнований, в ситуации, когда ему не удается вас в чем-то убедить. Если он при этом начинает нервничать, переживать, плакать, злиться, то налицо проблема: ребенок не умеет проигрывать, и с этим нужно что-то делать.
Конечно, можно положиться на время, ведь давно замечено: бурная реакция на проигрыш свойственна маленьким детям, которые не умеют контролировать свои эмоции, а вот ученики средней и старшей школы уже менее болезненно воспринимают неудачу. Среди них мало тех, кто по-настоящему расстроится из-за оценки или потери героя в компьютерной игре.
Однако детские психологи не советуют пускать на самотек решение проблемы. Эмоциональные переживания из-за проигрыша, которые ребенок испытывает в раннем детстве, могут спровоцировать комплексы и нежелательные поведенческие модели: например, избегание трудностей, чтобы вновь не почувствовать себя проигравшим.
Если вы заметили, что ребенок не умеет проигрывать, то
- Делайте акцент не на итоге игры, а на процессе. Поясняйте малышу, что смысл не в том, чтобы выиграть или проиграть, а в общении, получении положительных эмоций, веселье. Все, без исключения, кто играл, – молодцы! Ваша задача – научить малыша радоваться самой игре, а не победе в ней
- Отставить сравнения! Есть категория родителей, воспитывающая ребенка на нескончаемых сопоставлениях с кем-то другим. «Какой Вадик молодец! Он так хорошо бросает мяч в кольцо! Тебе до него еще далеко!» Потом выясняется, что есть еще и Марина, которая быстрее всех соображает по математике, Вася, который лучше всех поет в хоре, и Дима, самый сильный мальчик в классе. И как себя должен чувствовать ребенок? Лузером, который ни на что не способен? Вечным проигравшим? Но это еще не самое страшное. Гораздо хуже, что при этом у него может развиться комплекс неудачника, который просто не позволит ему узнать, на что он потенциально был способен
- Помогите ребенку определить то, что у него хорошо получается. В нашей школе был изумительный учитель труда. Детей, у которых не шла учеба по другим предметам, он приобщал к столярному делу, и мальчишки создавали необычайно красивые вещи из дерева: посуду, элементы декора, рамы для зеркал и т.д. Они видели, что превосходят в мастерстве ребят, имеющих высокие оценки по другим дисциплинам, и это давало им повод гордиться собой. Так учитель наглядно показывал, как собственным трудом можно добиваться высот в деле, которое нравится
- Найдите ребенку виртуального противника. Возможности интернета безграничны. Есть ресурсы, на которых можно играть в шахматы и другие игры с противником, которого не знаешь лично, следовательно, ему проигрывать не так обидно
- Если ребенок не умеет проигрывать достойно, если ему трудно совладать с эмоциями, ободрите его: «Ничего, что в этот раз не получилось. Ты держался молодцом, и я тобой очень горжусь! Сразу видно, что скоро будет получаться еще лучше, и победа обязательно придет!»
- На своем собственном отношении к проигрышу показывайте, как можно воспринимать неудачи с юмором, без отрицательных эмоций. Покажите, как можно радоваться победам других. Сейчас довольно часто транслируют по телевидению различные соревнования. Расскажите ребенку о том, каким непростым бывает путь спортсменов к победе, покажите, как они поздравляют друг друга на финише.
Для того чтобы быть победителем, человек должен научиться думать и чувствовать себя как победитель. Это не значит, что всякий раз для этого надо стоять на верхней ступеньке пьедестала. Победа – это преодоление себя, своих страхов, слабостей. Если ты что-то сделал лучше, чем вчера, значит, победил. Сегодня ваш ребенок не умеет проигрывать, но все может измениться с вашей помощью: он научится побеждать, когда выработает правильное отношение к неудачам.
- Безопасность детей (42)
- Воспитание детей (1 395)
- Детские праздники (41)
- Здоровье детей (198)
- Мода для девочек (21)
- От автора (9)
- Развитие детей (334)
- Рецепты (45)
- Семейные путешествия (17)
Ой, не знаю… Ну вот я, например, не люблю проигрывать и, возможно — не умею и у меня детская реакция на проигрыш и неудачи. Зато — я почти всегда выигрывала в этой жизни. Благодаря именно тому, что не умею проигрывать! 🙂 Как так — проигрывать, вы что?
Правда, это чревато повышенным давлением в будущем. Говорю это на собственном опыте. 🙂 потому что вырабатывается такая привычка: все держать под собственным контролем, все контролировать, чтобы внезапно не возникло ошибки.
Знаете, детей, которые не умеют проигрывать и очень из-за этого расстраиваются, бязательно должны поддерживать их родители. обязательно убедить детей, что в будущем все у них получится, ВМЕСТЕ ПОДУМАТЬ НАД ОШИБКАМИ, из-за которых случился проигрыш. Аализировать вместе ребенком, узнать, почему он так сделал, а не иначе. может, у него голова закружилась и т.д.
Чтобы ребенку было легче, нужо избегать такого внушения, что все зависит в этой жизи лишь от нас. Не правда это! В жизни масса обстоятельств, случайностей и др. людей, включая даже сглаз и порчу, которые мешают нам в чем-то преуспеть.
И поэтому ребенок не должен чувствовать себя виноватым, брать всю вину на себя, когда проиграл. Это учит мириться с собой и поражениями и снова бросаться в бой за победой!