Сказкотерапия для дошкольников

Интерес к методикам, помогающим корректировать воспитание и развитие детей дошкольного возраста, не случаен. Именно в это время закладываются основы будущей личности и происходит ее социализация. Ребенок учится оценивать свои поступки, строить взаимоотношения с детьми и взрослыми за пределами семьи, выражать эмоции и т.д. Сложности, с которыми будет сталкиваться растущий человек, разрешимы, и один из методов – сказкотерапия для дошкольников.

Сказкотерапия для дошкольников

Что значит – лечение сказкой?

На первый взгляд, термин странный: разве можно кого-то вылечить сказкой? На самом деле, он условен, и речь идет не о лечении, а о коррекции поведения ребенка с помощью иносказания.

Этот способ вовсе не так инновационен, как пытаются охарактеризовать его некоторые авторы. Просто раньше его не позиционировали как научный. Простая бабушка, сидя на крылечке, просто и доходчиво с помощью сказки показывала деткам, как хорошо быть добрым, почему жадным и злым никто не помогает, как важна в жизни смекалка.

На чем же основан «терапевтический» эффект? Филологи, глубоко изучающие фольклор, и психологи, отметившие его позитивное воздействие на личность, доказали, что веками складывающаяся ментальность общества усвоила архитепические образы из сказок:

* положительные – Иванушка-дурачок, Емеля, Василиса Премудрая, Василиса Прекрасная

* отрицательные – Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Царь

* волшебные помощники – животные (например, Серый Волк, Жар-птица, Сивка-Бурка), растения (яблонька в сказке «Гуси-Лебеди»), предметы (меч-кладенец, шапка-невидимка, сапоги-скороходы, ковер-самолет и т.д.)

Взаимодействие между персонажами строится по принципу: главный герой терпит несправедливость и нужду, вступает в противоборство с силами зла с помощью волшебных помощников и выходит из него победителем. В награду он получает полцарства, любовь, признание, способности и т.д. Такая «предсказуемость» дает ребенку ощущение стабильности, незыблемости принципа, что добро всегда побеждает.

Сказкотерапия для дошкольников использует как традиционные сюжеты, так и другие сказочные формы, в зависимости от задач, которые ставит перед собой воспитатель.

Виды сказок

Для коррекционной работы с детьми используются разные виды сказок:

  • Если ребенок не уверен в себе, не доверяет миру, часто находится в напряженном, нервозном состоянии, ему поможет медитативная сказка, в которой отсутствуют отрицательные персонажи и традиционная борьба
  • Просто донести учебный материал, например, по математике, помогут обучающие сказки, в которых героями являются знаки, понятия, цифры. Обучающая сказка – большое подспорье и для учителей начальных классов, потому что с ее помощью дети лучше усваивают знания
  • Предпочтения детей в области сказок очень показательны. Если малыш проявляет больший интерес к сказкам про злодеев и копирует их поведение, есть повод задуматься. Психолог для прояснения ситуации использует диагностические сказки. Рассказывая их ребенку, а потом, задавая вопросы, специалист выявляет наличие проблем и помогает устранить их
  • Психологические (поддерживающие) сказки помогают малышу справиться с переживаниями, устранить сложности в общении, найти взаимопонимание с родителями и сверстниками
  • Традиционные (народные) сказки при умелом использовании формируют нравственный мир ребенка, давая ему понятие о ценностях

От чего зависит успех сказкотерапии?

Поскольку сказкотерапия для дошкольников – особенная методика, то, прежде чем применять ее самостоятельно, почитайте дополнительную литературу (например, труды Т. Зинкевич- Евстигнеевой), посоветуйтесь со специалистом.

Работа со сказкой должна строиться по возрастному признаку: чем младше ребенок, тем проще сюжет, больше повторов, меньше деталей.

Заранее познакомьтесь с содержанием сказки, подготовьтесь читать или рассказывать ее выразительно. Если вы вложите в повествование эмоции, то «терапевтический» эффект будет выше.

Воздерживайтесь от критики ребенка, даже если содержание сказки прямо указывает на свойственные ему недостатки. В идеале он сам должен прокомментировать ошибки героев и предложить путь к их исправлению.

Не называйте сказочного героя, с которым, как вам кажется, ассоциирует себя ваш малыш, – возможно, это ошибочное мнение. Главное – донести суть сказки так, чтобы ребенку захотелось о ней поразмышлять, подумать над сюжетом. Если это произойдет, вы увидите, что поведение сына или дочери меняется в лучшую сторону.

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Комментарии:

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К ГРУППЕ ВК
 
Логическая игра"Поймайте кота". Попробуйте окружить кота точками для того, чтобы он не убежал с поля. Не получилось? Не беда - начните сначала!
 
© 2018 Sonyaclub
Google+