Словарный запас ребенка

Суждения о развитости человека, его способностях основываются во многом на его словарном запасе. Чем богаче его лексикон, тем выше интеллект. Внимание этому нужно уделять с детства. Но словарный запас ребенка формируется не сам по себе, а под влиянием различных факторов: общения с окружающими, просмотра (прочтения) и усвоения информации из книг и телепередач и т.д.

Словарный запас ребенка

Вот некоторые идеи о том, как работать над развитием речи детей.

Словарный запас по возрасту

Для того чтобы понять, насколько отвечает общепринятой норме словарный запас вашего ребенка, можно воспользоваться таблицей:

Возраст ребенка Словарный запас (количество слов)
До 12 мес. 3-4
До 15 мес. 6
До 1,5 лет До 20
До 1 год, 9 мес. 15-30
2 года 50
До 3 лет 250-700
До 4 лет От 1,5 до 2 000
До 5 лет 3 000
До 7 лет 3 500

 

Конечно, говоря о словарном запасе ребенка в разные периоды, мы не имеем в виду точность произношения. Понятно, что малыш до 2 лет говорит так, как может, пропуская в словах слоги или искажая их для удобства произнесения. Здесь важно то, что он понимает, о чем идет речь, то есть пополняется и его пассивный запас слов.

Современные учебные программы рассчитаны на приход в школу начитанных и достаточно развитых интеллектуально детей, уровень знаний которых подтверждается вступительными тестами. Прежде чем определить малыша в класс, с ним побеседует психолог, в задачу которого входит и определение степени развития речи ребенка. То есть, с того момента, как малыш произнес первое слово и до его готовности делать сравнения, сопоставления, умозаключения, должно пройти совсем немного времени – каких-то 4-5 лет.

Полезные упражнения

  • Двухлетние дети могут много дней не говорить даже отдельных слов. Девочки-двойняшки, дочки моей знакомой, в этом возрасте предпочитали общаться на собственном «тарабарском» наречии, который не понимали ни родители, ни родственники. Зато после двух заговорили чисто и грамотно, сразу предложениями. Главное – не смотря ни на что, постоянно разговаривать с детьми, давая им образец грамотного произношения слов. Например, показывая на кошку, говорите: «Это кошка». Ребенок попытается повторить: «Кока». Одобрите его попытку: «Правильно, это кошка». Не надо со смехом «копировать» его вариант. Похвала родителей – мощнейший стимул для развития малыша и пополнения словарного запаса ребенка 
  • Читайте книги вслух: сначала вы, потом, когда научится, ребенок. Выбирайте произведения с красочными картинками, чтобы за словами закреплялись запоминающиеся образы. Мышление устроено так, что путем визуализации происходит не только самое надежное запоминание, но и пробуждается воображение, которое позволяет фантазировать на тему прочитанного
  • Побуждайте детей к ведению диалога. Диалогическая речь – отличное средство пополнения словарного запаса. Слушая собеседника, ребенок исподволь перенимает его выражения. Это расширяет его кругозор, тренирует память
  • Существует феномен, согласно которому малышей привлекают необычные, многосложные слова. Так, названия динозавров, латинские наименования жуков и растений они запоминают и воспроизводят легче, чем привычные для обихода выражения. Малыш, с легкостью называющий «трицератопса» или «юньнанозавра», способен поразить любого взрослого, так что используйте это свойство памяти с пользой для них, помогая постигать интересную для детей информацию
  • Важно не просто запоминание новых слов, но и умение их толковать. Чаще спрашивайте малыша, что он имеет в виду. Просите объяснить что-то другими словами. Тренируйте воображение: «На что это похоже?» Так вы поможете ему устанавливать связи между различными предметами и явлениями

Развитию словарного запаса ребенка помогает каждодневное общение с близкими. Чем ярче и богаче ваша собственная речь, тем разговорчивее и сообразительнее будет ваш малыш.

 

Навигация

Следующая статья:

Комментарии:

Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Zlatovlaska:

    Сейчас тестирование запрещено при приеме ребенка в 1 класс, чтобы определить уровень его развития. Это запрещео законом. А вот раньше и в обычную муниципальную, среднюю школу тестировали и лучших отбирали в один класс, а «обычных» — в самую последнюю букву. Возможно, в наше время тестируют вполне законно лишь в специализированных школах, где требуется знание предмета.

    Спасибо за советы огромное, очень понравилось в последнем абзаце и все полезные упражнения. Мне особо импонирует игра в синонимы. Ведь даже взрослым людям интересно играть в слова, что говорить про детей! 🙂

    Или говорить с ребенком о свойствах предметов. Например: «вода какая?» — «прозрачная, вкусная, свежая» и т.д.

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К ГРУППЕ ВК
 
Логическая игра"Поймайте кота". Попробуйте окружить кота точками для того, чтобы он не убежал с поля. Не получилось? Не беда - начните сначала!
 
© 2017 Sonyaclub
Google+