Способности младшего школьника

О ребенке, который хорошо учится, справляется без особых сложностей со школьной нагрузкой, проявляет заинтересованность в изучении отдельных предметов и склонность к самообразованию, говорят, что он способный. А  тех, кто ленится, не справляется с заданиями, не показывает активности на уроках, называют «бесталанными», или неспособными учениками.

Способности младшего школьника

На самом деле, способности младшего школьника проявляются по-разному и могут быть раскрыты при определенных обстоятельствах. Например, при внеклассной деятельности. Когда же речь идет о степени сложности в освоении материала, то способности могут быть вовсе не причем: просто ребенка не научили трудиться, работать самостоятельно, задавили несправедливой критикой, не учли его индивидуальных особенностей и т.д.

Диагностика способностей младших школьников

Как же выявить способности младшего школьника, чтобы затем целенаправленно развивать их? Есть несколько факторов, которые следует принимать во внимание:

  • хотя и считается, что талантливые люди «талантливы во всем», это не так. Нельзя делить детей по видимым признакам, навешивая им ярлыки «гениев» и «бездарей» (чем, к несчастью, грешит современная школа). Странно бывает видеть, как девочка, пришедшая в школу с институтсткой скамьи и не имеющая собственных детей, рьяно клеймит чужих, делая поспешные и зачастую ошибочные выводы о способностях учеников
  • способности не даруются от рождения, в отличие от склонностей, поэтому не обязательно ребенок талантливого физика или музыканта повторит судьбу родителя. Не должно быть неоправданных ожиданий
  • если способности есть, их надо воспринимать как ценный минерал, нуждающийся в аккуратной и длительной обработке. Прежде чем сам ребенок осознает, что ему дан светлый ум, отличные физические качества или дар быстро усваивать иностранные языки, способности младших школьников должны заметить и поддержать взрослые – родители и учителя.

Диагностика проводится несколькими способами, самым важным из которых является наблюдение за детьми. На уроках, во внеклассной деятельности, дома, в спортивной секции или школе искусств каждый ребенок должен получить свою долю внимания со стороны мам, пап и наставников. Тогда станут понятны его приоритеты, заметны случаи, в которых он оживляется, начинает более заинтересованно воспринимать информацию. На основе наблюдений ему можно предложить заняться привлекательным для него направлением более углубленно.

Также диагностика способностей младших школьников производится с помощью беседы, которую время от времени должны инициировать не только родители и учителя, но и школьный психолог. Кстати, некоторые родители считают, что к психологу следует идти лишь при наличии проблем с успеваемостью и коммуникативными качествами ребенка. На самом деле, одной из задач специалистов является ранняя диагностика и развитие способностей детей, а также их склонностей.

Например, кто-то узнает, что их малыш ориентирован на людей, имеет дар организатора, но при этом он может не блистать углубленными знаниями по предметам. А другой малыш сложно сходится с ровесниками, держится обособленно, но при этом лихо решает олимпиадные задачки по математике.

В последнее время диагностика способностей младших школьников включает как обязательный компонент психологическое тестирование. Его проводят перед поступлением в начальную школу и далее.

Ошибки в определении способностей младших школьников

Случалось ли вам сталкиваться с ошибочным мнением в определении способностей ваших детей? Мне и моим знакомым случалось. Вот самый «свежий» пример.

Сын знакомой при поступлении в первый класс хорошо читал, имел высокий уровень словарного запаса, решал задачи на несколько уровней выше, чем его сверстники. Но вскоре стало понятно, что на уроках он отвлекается, делает глупейшие ошибки по русскому языку, на контрольной по математике успевает  решить только треть заданий.

Родители недоумевали: как же так? Все входные тесты на высоком уровне, задатки налицо, а результат оставляет желать лучшего. Учитель сказала, что у мальчика есть признаки отставания в интеллектуальном развитии (!) и направила его к логопеду.

Родители решили сначала пойти с сыном к психологу. При его посещении выяснилось, что ребенок реально имеет высокие способности по большинству предметов начальной школы, может без усилий решать олимпиадные задания, но по эмоциональному интеллекту отстает от сверстников примерно на 2 года. То есть, интеллектуальные способности выше ожидаемого, а способности к самоорганизации, общению, самостоятельности ниже – вот их и нужно развивать!

Таким образом, способности младших школьников – очень общее понятие. Оно не может быть рассмотрено только в русле интеллектуальной деятельности. Со школьной программой должен справляться каждый ученик, а ответ на вопрос, как он этого достигнет, остается открытым и может решаться индивидуально для каждого ребенка на основе детальной диагностики.

 

Комментарии:

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К ГРУППЕ ВК
 
Логическая игра"Поймайте кота". Попробуйте окружить кота точками для того, чтобы он не убежал с поля. Не получилось? Не беда - начните сначала!
 
© 2018 Sonyaclub
Google+