Вальдорфская педагогика

Для того чтобы в полной мере понять, что такое вальдорфская педагогика, нужно знать основы антропософии – учения о сущности человека.

В представлении антропософов, человек – это триединое существо, разделенное на Дух– мысль, Душу – чувства, Тело – волю. Все части важны и требуют развития. Иными словами, развивая интеллект и познавательную активность, воспитатель совершенствует в ребенке его Дух, воздействуя на его эмоциональные проявления, привлекая внимание ребенка к творчеству, затрагивает Душу, прививая практические навыки, закаляет волю, то есть Тело.

Таким образом, своей главной задачей приверженцы этой методики объявляют воспитание гармоничной, совершенной физически и духовно личности.

Идеи Рудольфа Штейнера

Отцом вальдорфской педагогики считается австрийский философ, ученый, эзотерик Рудольф Штейнер. Его всегда интересовала область чувств, поэтому он так страстно протестовал против ранней интеллектуализации детей: пока ребенок не окреп духовно, не закалился эмоционально и физически, он не готов получать большие объемы знаний.

вальдорфская педагогика

В садиках должно быть больше игровой и творческой деятельности. Дети должны слышать «нет» как можно реже, ведь садик– это территория детства, сказка для ребенка. Здесь задача воспитателей создать искреннюю, добрую атмосферу, в которой дети будут учиться любить мир и все, что в нем есть.

Преемственность между дошкольным учреждением и школой выражается в том, что главной ценностью здесь также является ребенок с его потребностями и индивидуальными особенностями.

Принципы вальдорфской системы образования

Особенно заботился Штейнер о вальдорфской школе, принципы которой были разработаны им:

  • Учитель должен стать для ребенка «проводником» в мир знаний, суметь вызвать и поддержать интерес к предмету, а не заставить вызубрить урок
  • Что способно дать прочные знания? По Штейнеру, это отнюдь не информация, а стремление маленького человека к истине. Он призывал сначала наблюдать явление, экспериментируя с ним, потом стараться запечатлеть его особенности: зарисовать, описать. И только потом делать системные выводы, выводить законы
  • Основной методикой преподавания, по Штейнеру, является диалог учителя с учеником. Знания даются «вглубь, а не вширь», то есть не так важен объем информации, как ее осмысление. Педагоги используют поисковые методы, когда дети сами собирают факты, анализируют и систематизируют их, а потом на этом основании делают свои выводы. Главный навык учителя – умение сформулировать проблему, поставить исследовательскую задачу
  • Уроки в школах, работающих по вальдорфской системе, долгие: в течение целого месяца ученики могут изучать физику как «главный урок», но это им только в радость, потому что в это время каждый может почувствовать себя Николя Тесла или Эйнштейном, ведь материал выстроен по принципу глубокого «погружения» в тему. Уроки гуманитарного цикла могут длиться неделю. Языки, предметы творческой направленности организуются с постоянной периодичностью в недельном графике
  • Штейнер уже в начале XX века понимал, что интенсивная деятельность человека наносит непоправимый вред экологии, поэтому в основу вальдорфской педагогики положена идея разумного и доброго сосуществования человека и природы. Философ, глубоко проникший в тайны материи и жизненных закономерностей, Штейнер понял трагическую взаимосвязь благополучия человечества и состояния окружающей среды: чем дальше люди уходят от природы, тем меньше у них шансов остаться здоровыми духовно и физически. Он в обязательном порядке ввел для изучения садовое, лесное дело, сельскохозяйственную практику, общественно-полезный труд
  • Учитель должен быть сведущ не в одном, а в нескольких школьных предметах, чтобы дольше видеть учеников и сформировать о них более целостное и объективное представление. Это позволяет с максимальной эффективностью работать с разными детьми, раскрывая их индивидуальность
  • В обучении нет состязательности: вместо оценок на ребенка пишется обстоятельная характеристика. Если же его переводят в общеобразовательную школу, то оценки ему выставляют

Таким образом, вальдорфская педагогика – это возможность реализовать на практике интеграцию предметов, дать ребенку целостное представление о мире и жизни, воспитать в нем человеческие качества и способности творить прекрасное.

Критика методики Р. Штейнера

Стоит отметить, что из-за антропософских взглядов ее основателя, методика подвергается критике со стороны христианских конфессий, поскольку Штейнер слишком вольно трактовал Евангелие. Он имел полемические взгляды на природу божественного и человеческого и вообще «потрясал основы». К слову сказать, его ненавидел и Гитлер, хотя и по противоположным христианству мотивам.

И сегодня этого неординарного человека критикуют за введение в число школьных предметов медитации и эвритмии (искусства художественного движения, снимающего зажимы и развивающего владение телом), за любовь к эзотерике и веру в перерождение и путешествие души.

Конечно, можно не разделять философские взгляды Штейнера, но как альтернативный метод воспитания вальдорфская педагогика имеет право на существование, ведь в ней уже реализовано и междисциплинарное взаимодействие, и гуманизм, и связь семьи и школы, и творческая среда, и социальная адаптация детей.

Смотрите также видео «Вальдорфская педагогика»

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Комментарии:

Обсуждение: 2 комментария
  1. Zlatovlaska:

    Согласна, что только познать суть, стремление к истине может дать прочные знания. Ведь получение информации, стремление к знаниям должно быть осознанным…

    Согласна, что ранняя интеллектулизация детей не имеет смысла и даже вредна.
    У знакомых в садике 3-х летних детей водят на платные занятия английскому языку. Это где-то лепка и что-то еще, а у них вот так. Так этот крошка говорит маме: «Я не понимаю, что тётя от меня хочет?» — это он про ту, которая преподает в детсаду детям английский язык.

    Это просто романтика: не слышать «нет» в детсаду. Там детям не разрешают порой даже куклы трогать — «чтобы не испортили». ельзя даже фломастеры приносить и ими рисовать. Нельзя вообще в садиках делать что-то, что не делают другие. Надо быть «как все». Ведь у воспитателей детсадов «расписание деятельности», за которые выходить нельзя.

    И мир не очень хорошо встречает, увы, детей уже даже в начальной школе. Грубая реальность встречает их.

    Все эти методики не для нашей страны, как показывает практика

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К ГРУППЕ ВК
 
Логическая игра"Поймайте кота". Попробуйте окружить кота точками для того, чтобы он не убежал с поля. Не получилось? Не беда - начните сначала!
 
© 2017 Sonyaclub
Google+