Вальдорфская педагогика

Для того чтобы в полной мере понять, что такое вальдорфская педагогика, нужно знать основы антропософии – учения о сущности человека.

В представлении антропософов, человек – это триединое существо, разделенное на Дух– мысль, Душу – чувства, Тело – волю. Все части важны и требуют развития. Иными словами, развивая интеллект и познавательную активность, воспитатель совершенствует в ребенке его Дух, воздействуя на его эмоциональные проявления, привлекая внимание ребенка к творчеству, затрагивает Душу, прививая практические навыки, закаляет волю, то есть Тело.

Таким образом, своей главной задачей приверженцы этой методики объявляют воспитание гармоничной, совершенной физически и духовно личности.

Идеи Рудольфа Штейнера

Отцом вальдорфской педагогики считается австрийский философ, ученый, эзотерик Рудольф Штейнер. Его всегда интересовала область чувств, поэтому он так страстно протестовал против ранней интеллектуализации детей: пока ребенок не окреп духовно, не закалился эмоционально и физически, он не готов получать большие объемы знаний.

вальдорфская педагогика

В садиках должно быть больше игровой и творческой деятельности. Дети должны слышать «нет» как можно реже, ведь садик– это территория детства, сказка для ребенка. Здесь задача воспитателей создать искреннюю, добрую атмосферу, в которой дети будут учиться любить мир и все, что в нем есть.

Преемственность между дошкольным учреждением и школой выражается в том, что главной ценностью здесь также является ребенок с его потребностями и индивидуальными особенностями.

Принципы вальдорфской системы образования

Особенно заботился Штейнер о вальдорфской школе, принципы которой были разработаны им:

  • Учитель должен стать для ребенка «проводником» в мир знаний, суметь вызвать и поддержать интерес к предмету, а не заставить вызубрить урок
  • Что способно дать прочные знания? По Штейнеру, это отнюдь не информация, а стремление маленького человека к истине. Он призывал сначала наблюдать явление, экспериментируя с ним, потом стараться запечатлеть его особенности: зарисовать, описать. И только потом делать системные выводы, выводить законы
  • Основной методикой преподавания, по Штейнеру, является диалог учителя с учеником. Знания даются «вглубь, а не вширь», то есть не так важен объем информации, как ее осмысление. Педагоги используют поисковые методы, когда дети сами собирают факты, анализируют и систематизируют их, а потом на этом основании делают свои выводы. Главный навык учителя – умение сформулировать проблему, поставить исследовательскую задачу
  • Уроки в школах, работающих по вальдорфской системе, долгие: в течение целого месяца ученики могут изучать физику как «главный урок», но это им только в радость, потому что в это время каждый может почувствовать себя Николя Тесла или Эйнштейном, ведь материал выстроен по принципу глубокого «погружения» в тему. Уроки гуманитарного цикла могут длиться неделю. Языки, предметы творческой направленности организуются с постоянной периодичностью в недельном графике
  • Штейнер уже в начале XX века понимал, что интенсивная деятельность человека наносит непоправимый вред экологии, поэтому в основу вальдорфской педагогики положена идея разумного и доброго сосуществования человека и природы. Философ, глубоко проникший в тайны материи и жизненных закономерностей, Штейнер понял трагическую взаимосвязь благополучия человечества и состояния окружающей среды: чем дальше люди уходят от природы, тем меньше у них шансов остаться здоровыми духовно и физически. Он в обязательном порядке ввел для изучения садовое, лесное дело, сельскохозяйственную практику, общественно-полезный труд
  • Учитель должен быть сведущ не в одном, а в нескольких школьных предметах, чтобы дольше видеть учеников и сформировать о них более целостное и объективное представление. Это позволяет с максимальной эффективностью работать с разными детьми, раскрывая их индивидуальность
  • В обучении нет состязательности: вместо оценок на ребенка пишется обстоятельная характеристика. Если же его переводят в общеобразовательную школу, то оценки ему выставляют

Таким образом, вальдорфская педагогика – это возможность реализовать на практике интеграцию предметов, дать ребенку целостное представление о мире и жизни, воспитать в нем человеческие качества и способности творить прекрасное.

Критика методики Р. Штейнера

Стоит отметить, что из-за антропософских взглядов ее основателя, методика подвергается критике со стороны христианских конфессий, поскольку Штейнер слишком вольно трактовал Евангелие. Он имел полемические взгляды на природу божественного и человеческого и вообще «потрясал основы». К слову сказать, его ненавидел и Гитлер, хотя и по противоположным христианству мотивам.

И сегодня этого неординарного человека критикуют за введение в число школьных предметов медитации и эвритмии (искусства художественного движения, снимающего зажимы и развивающего владение телом), за любовь к эзотерике и веру в перерождение и путешествие души.

Конечно, можно не разделять философские взгляды Штейнера, но как альтернативный метод воспитания вальдорфская педагогика имеет право на существование, ведь в ней уже реализовано и междисциплинарное взаимодействие, и гуманизм, и связь семьи и школы, и творческая среда, и социальная адаптация детей.

Смотрите также видео «Вальдорфская педагогика»

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Zlatovlaska:

    Согласна, что только познать суть, стремление к истине может дать прочные знания. Ведь получение информации, стремление к знаниям должно быть осознанным…

    Согласна, что ранняя интеллектулизация детей не имеет смысла и даже вредна.
    У знакомых в садике 3-х летних детей водят на платные занятия английскому языку. Это где-то лепка и что-то еще, а у них вот так. Так этот крошка говорит маме: «Я не понимаю, что тётя от меня хочет?» — это он про ту, которая преподает в детсаду детям английский язык.

    Это просто романтика: не слышать «нет» в детсаду. Там детям не разрешают порой даже куклы трогать — «чтобы не испортили». ельзя даже фломастеры приносить и ими рисовать. Нельзя вообще в садиках делать что-то, что не делают другие. Надо быть «как все». Ведь у воспитателей детсадов «расписание деятельности», за которые выходить нельзя.

    И мир не очень хорошо встречает, увы, детей уже даже в начальной школе. Грубая реальность встречает их.

    Все эти методики не для нашей страны, как показывает практика

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

Виджеты

Это место для ваших персональных виджетов. Ставьте из админки - рубрики, архивы, метки, календарь, свежие комментарии, произвольное меню и др.

© 2020 Sonyaclub
Google+