Воспитание детей без родителей

Ни у кого не вызывает сомнения, что самое лучшее воспитание могут дать ребенку любящие и понимающие его родители. Это идеальный вариант, но по разным причинам судьба некоторых ребят складывается иначе. В результате гибели родителей или лишения их родительских прав они либо отправляются на воспитание в детские дома, либо усыновляются, либо над ними устанавливают опеку родственники. Надо ли говорить, что воспитание детей без родителей имеет свои особенности?

Воспитание детей без родителей

Воспитание в детском доме

Для ребенка, пережившего личную драму потери родных, оказаться в детском доме равносильно еще одной душевной травме. Как бы нам ни хотелось верить, что ребята из неблагополучных семей, которые в родной семье были обделены любовью и заботой, должны чувствовать себя лучше на государственном обеспечении, зачастую это не так. Принадлежность даже к неблагополучной семье дает детям внутреннюю защищенность, которой они лишены в детдоме.

Главная проблема – отсутствие неформального общения со взрослыми. Если в семье оно есть, то в детском доме взаимоотношения с воспитателями могут носить дисциплинарный характер, при котором ребенок не имеет возможности поделиться своими переживаниями, страхами, надеждами.

В общении детей со сверстниками специалисты констатируют отсутствие эмоциональной близости, взаимную конкурентность, недостаток доброжелательности.

В связи с этим у детей, оставшихся без попечения родителей, часто случаются перепады настроения, они могут неадекватно реагировать на замечания и поощрения, отличаются бедностью эмоционального фона, у них есть сложности с гендерной самоидентификацией, потому что распределение мужских и женских ролей в семье, которые наблюдают обычные дети, им недоступны.

Главной задачей педагогических коллективов детских домов, которые осуществляют воспитание детей без родителей и готовят их к жизни, является социализация ребят. Для этого их приобщают к труду, формируют у них стремление реализоваться в жизни, приобрести необходимые навыки.

Сегодня становятся очень популярными семейные детские дома, в которых ребята имеют возможность быть в семье, участвовать в ее каждодневных заботах. Государство поддерживает этот проект и старается заинтересовать им всех неравнодушных людей. В некоторых городах по этой причине закрываются имеющиеся детдома – всех детей разбирают по семьям. Но у этого проекта есть как свои достоинства, так и недостатки.

Усыновление ребенка и опека

Если на ребенка оформлено опекунство одним из родственников, это означает, что его воспитанием занимается конкретное лицо, взявшее на себя такую ответственность. Часто этим лицом становится бабушка, реже – старшие братья и сестры, еще реже – другие родственники. За тем, чтобы права ребенка соблюдались, следят органы опеки.

Сегодня именно родственники в первую очередь рассматриваются в качестве потенциальных усыновителей, и это правильно, потому что близким людям проще обрести с ребенком понимание.

Воспитание детей-сирот накладывает на усыновителей большую ответственность. Нужно не только помочь им преодолеть боль от расставания с самыми близкими людьми, но и вернуть к нормальному существованию.

При выборе усыновителей учитывается не только их материальное положение, но и, в первую очередь, моральная зрелость людей. Самое страшное для ребенка – вторичное сиротство. Этим термином принято называть отказ усыновителей от взятых на себя обязательств по воспитанию детей без родителей.

Основная причина этого явления – неподготовленность приемных семей. Государство ввело программу поддержки усыновителей, и некоторые недобросовестные граждане воспользовались ей в своих интересах: получали деньги на содержание детей-сирот, а потом бессовестно отказывались от обязательств по отношению к ним.

По законодательству одна семья может принять до 8 детей. За каждого ребенка государство выплачивает приличное пособие и подъемные. Также предоставляется ряд льгот. Оказалось, что самый большой интерес к программе проявили сельчане, у которых небольшие зарплаты и всегда нужны лишние руки на приусадебном участке.

Казалось бы, воспитание трудом и нахождение в семье – важнейшие условия полноценного воспитания, но в реальности получается, что ребята оказывались в неком подобии малого детского дома, только в отличие от государственного учреждения, с ними не было профессиональных воспитателей, нянечек, медперсонала. Когда у детей наступал переходный возраст, приемные родители писали отказ от их воспитания в связи с тем, что им стало «трудно справляться с ними».

Проанализировав эти факты, специалисты разработали ряд мер по контролю за содержанием детей при опеке и усыновлении. Количество потенциальных усыновителей при этом уменьшилось, но появилась надежда на повышение качества воспитания детей без родителей.

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

Виджеты

Это место для ваших персональных виджетов. Ставьте из админки - рубрики, архивы, метки, календарь, свежие комментарии, произвольное меню и др.

© 2020 Sonyaclub
Google+