Воспитание детей без родителей

Ни у кого не вызывает сомнения, что самое лучшее воспитание могут дать ребенку любящие и понимающие его родители. Это идеальный вариант, но по разным причинам судьба некоторых ребят складывается иначе. В результате гибели родителей или лишения их родительских прав они либо отправляются на воспитание в детские дома, либо усыновляются, либо над ними устанавливают опеку родственники. Надо ли говорить, что воспитание детей без родителей имеет свои особенности?

Воспитание детей без родителей

Воспитание в детском доме

Для ребенка, пережившего личную драму потери родных, оказаться в детском доме равносильно еще одной душевной травме. Как бы нам ни хотелось верить, что ребята из неблагополучных семей, которые в родной семье были обделены любовью и заботой, должны чувствовать себя лучше на государственном обеспечении, зачастую это не так. Принадлежность даже к неблагополучной семье дает детям внутреннюю защищенность, которой они лишены в детдоме.

Главная проблема – отсутствие неформального общения со взрослыми. Если в семье оно есть, то в детском доме взаимоотношения с воспитателями могут носить дисциплинарный характер, при котором ребенок не имеет возможности поделиться своими переживаниями, страхами, надеждами.

В общении детей со сверстниками специалисты констатируют отсутствие эмоциональной близости, взаимную конкурентность, недостаток доброжелательности.

В связи с этим у детей, оставшихся без попечения родителей, часто случаются перепады настроения, они могут неадекватно реагировать на замечания и поощрения, отличаются бедностью эмоционального фона, у них есть сложности с гендерной самоидентификацией, потому что распределение мужских и женских ролей в семье, которые наблюдают обычные дети, им недоступны.

Главной задачей педагогических коллективов детских домов, которые осуществляют воспитание детей без родителей и готовят их к жизни, является социализация ребят. Для этого их приобщают к труду, формируют у них стремление реализоваться в жизни, приобрести необходимые навыки.

Сегодня становятся очень популярными семейные детские дома, в которых ребята имеют возможность быть в семье, участвовать в ее каждодневных заботах. Государство поддерживает этот проект и старается заинтересовать им всех неравнодушных людей. В некоторых городах по этой причине закрываются имеющиеся детдома – всех детей разбирают по семьям. Но у этого проекта есть как свои достоинства, так и недостатки.

Усыновление ребенка и опека

Если на ребенка оформлено опекунство одним из родственников, это означает, что его воспитанием занимается конкретное лицо, взявшее на себя такую ответственность. Часто этим лицом становится бабушка, реже – старшие братья и сестры, еще реже – другие родственники. За тем, чтобы права ребенка соблюдались, следят органы опеки.

Сегодня именно родственники в первую очередь рассматриваются в качестве потенциальных усыновителей, и это правильно, потому что близким людям проще обрести с ребенком понимание.

Воспитание детей-сирот накладывает на усыновителей большую ответственность. Нужно не только помочь им преодолеть боль от расставания с самыми близкими людьми, но и вернуть к нормальному существованию.

При выборе усыновителей учитывается не только их материальное положение, но и, в первую очередь, моральная зрелость людей. Самое страшное для ребенка – вторичное сиротство. Этим термином принято называть отказ усыновителей от взятых на себя обязательств по воспитанию детей без родителей.

Основная причина этого явления – неподготовленность приемных семей. Государство ввело программу поддержки усыновителей, и некоторые недобросовестные граждане воспользовались ей в своих интересах: получали деньги на содержание детей-сирот, а потом бессовестно отказывались от обязательств по отношению к ним.

По законодательству одна семья может принять до 8 детей. За каждого ребенка государство выплачивает приличное пособие и подъемные. Также предоставляется ряд льгот. Оказалось, что самый большой интерес к программе проявили сельчане, у которых небольшие зарплаты и всегда нужны лишние руки на приусадебном участке.

Казалось бы, воспитание трудом и нахождение в семье – важнейшие условия полноценного воспитания, но в реальности получается, что ребята оказывались в неком подобии малого детского дома, только в отличие от государственного учреждения, с ними не было профессиональных воспитателей, нянечек, медперсонала. Когда у детей наступал переходный возраст, приемные родители писали отказ от их воспитания в связи с тем, что им стало «трудно справляться с ними».

Проанализировав эти факты, специалисты разработали ряд мер по контролю за содержанием детей при опеке и усыновлении. Количество потенциальных усыновителей при этом уменьшилось, но появилась надежда на повышение качества воспитания детей без родителей.

Комментарии:

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К ГРУППЕ ВК
 
Логическая игра"Поймайте кота". Попробуйте окружить кота точками для того, чтобы он не убежал с поля. Не получилось? Не беда - начните сначала!
 
© 2017 Sonyaclub
Google+