Воспитание детей природой

Личность не может считаться гармоничной, если человек не испытывает радости от общения с миром. Гениальный хирург – офтальмолог Святослав Федоров говорил, что настоящее чудо – это не волшебство, а ежедневный рассвет и закат, чашка вкусного кофе на завтрак, поэтому важно придавать значение каждой мелочи, ведь именно из них строится человеческое счастье. Это удивительное чувство причастности к огромному и прекрасному миру дает воспитание детей природой, ведь наблюдение за ней многое объясняет человеку в его собственной судьбе.

Воспитание детей природой

Роль природы в воспитании детей

В народном эпосе разных стран есть повторяющийся сюжет о богатырях, силу которым давала родная земля. При помощи этих сказаний, былин, песен наши предки внушали своим детям сызмальства, что именно в природе, ее мудрости и красоте скрыты неисчерпаемые источники сил, помогающих людям. За это человек должен любить и уважать  ее, не нарушать ее законов, разумно пользоваться дарами. Наши предки чтили лесных духов, охотились не ради забавы, а ради пропитания, и детей поучали: «Природа жадных не любит!»

К сожалению, в современных мегаполисах недооценивается роль природы в воспитании детей, поэтому целые поколения начинают относиться  к ней легкомысленно, рассматривая как источник удовлетворения собственных нужд, в том числе, принимающих довольно извращенные формы.

Иллюстрацией могут служить недавние случаи издевательства людей над  бурым медведем и белой медведицей. Эти факты говорят о том, что воспитание детей природой недоступно многим, и они уже не считают себя ее частью. Отсюда духовная деградация, неспособность чувствовать чужую боль, стремление любым способом «попасть  в кадр», заставить о себе говорить, чтобы заполнить пустоту, в которой эти люди существуют.

А ведь еще Мария Монтессори призывала обязательно создавать детям пространство, в котором они смогут быть ближе к природе. В ее детских садах всегда были небольшие оранжереи, в которых малыши учились ухаживать за растениями, наблюдали за ними, собирали выращенный собственными руками урожай.

Педагог говорила, что воспитание детей природой дает им силы для «развития тела и духа». В своей системе она отводит ему важнейшее место, потому что, оберегая окружающую среду, человек сохраняет ее для последующих поколений, и учить этому нужно с малолетства.

Прогрессивными педагогами в наши дни роль природы в воспитании детей расценивается как основа их нравственного развития. Мероприятия по этому направлению включаются в программу дошкольных образовательных учреждений.

Воспитание у детей любви к природе

Вот действия, которые заинтересованные  в успехе родители предпринимают, воспитывая своих детей в любви к природе:

  • Учат их наблюдать окружающий мир и заботиться о нем. Когда малыш ухаживает за цветком или животным, которые меньше и слабее него, постепенно он приходит к благодарности за заботу других о нем самом
  • Воспитывают чувство ответственности, следя за тем, чтобы ребенок выполнял взятые на себя обязательства: покормить котенка, полить цветы. Они акцентируют внимание малыша на том, с какой благодарностью природа реагирует на уход и заботу о ней: как пышно цветут растения, как здоров и игрив котенок и т.д.
  • Воспитывают терпение. Воспитание детей природой приводит к формированию важного навыка – умения ждать. Например, посадив зернышко, нужно потерпеть до того времени, когда сначала появится тоненький росток, потом начнут образовываться листики, позже растение зацветет, и только потом порадует плодами
  • Формируют у ребенка чувство единения с природой. Детям нравится наблюдать различные природные явления, и родителям нужно уметь объяснить, что такое молния, почему зимой идет снег, а летом дождь. При лесных прогулках полезно наблюдать за миром лесных обитателей, например, за муравьями. Их быт организован почти как человеческий, только работает, как часы, равномерно и слаженно

Таким образом, воспитание детей природой позволяет вырастить ответственных, умеющих тонко чувствовать людей, которые научатся использовать дары природы во благо, а не во вред и всегда будут помнить, что они не наследуют землю, а «одалживают ее у своих детей» (Д. Брауэр)

 

 

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Комментарии:

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К ГРУППЕ ВК
 
Логическая игра"Поймайте кота". Попробуйте окружить кота точками для того, чтобы он не убежал с поля. Не получилось? Не беда - начните сначала!
 
© 2017 Sonyaclub
Google+