Воспитание ответственности

Что такое воспитание ответственности у детей? В чем выражается это качество? Можно ли его воспитать у любого ребенка? Или ответственность – это то, с чем нужно родиться?

Воспитание ответственности

Парадоксально, но многие родители, искренне желая воспитать в ребенке это замечательное качество, внутренне оказываются не готовыми к необходимому уровню доверия, без которого невозможно его сформировать.

Ответственность можно и нужно воспитывать. Лучшее время для начала ее воспитания 3,5-5 лет. В этом возрасте детки внимательно смотрят на взрослых, особенно родителей, и хотят быть на них похожими. Они требуют, чтобы им разрешили многое делать самим. Это подходящий момент для воспитания ответственности, потому что есть мотивация: родителям стоит ее поддержать.

О чем важно помнить родителям при воспитании ответственности?

  • Ребенок мыслит и чувствует иначе: его сравнительно низкий уровень самосознания не позволяет ему заранее «просчитывать» последствия своих поступков
  • Не надо думать, что дети будут раз и навсегда запоминать все «можно» и «нельзя», которые услышат от родителей
  • Малыши зачастую не выполняют правила, установленные взрослыми, не из вредности, упрямства или лени, а потому, что просто не в состоянии их выполнить

Таким образом, при воспитании ответственности важно учитывать возрастные особенности ребенка и не ожидать слишком много.

Ответственность у детей до 4 лет

Если двухлетний малыш сталкивается с последствиями своих поступков лицом к лицу, и каждый раз это для него открытие, то, приближаясь к трехлетнему возрасту, он начинает критически относиться к запретам: а правда ли, что то, что «нельзя», действительно – нельзя? Проверка границ дозволенного – нормальное явление в этом возрасте:

  • Что будет, если засунуть палец в розетку?
  • А если дернуть кошку за хвост?
  • Будет ли включаться папин телефон, если его положить в таз с водой, а потом высушить на батарее?

Главное со стороны родителей в непростое время, совпадающее с возрастным кризисом ребенка, – как можно конкретнее обозначить границы допустимого поведения и быть последовательными в своих требованиях: если нельзя разбрасывать бумажки, то это правило не только для квартиры, но и для других общественных мест, и для улицы. Даже когда малыш станет капризничать и поступать вопреки, важно сохранять терпение и твердую позицию: нельзя.

Ответственность у детей до 5 лет

По-настоящему ответственным поведение ребенка становится примерно после 3,5 лет. Он уже достаточно осознанно относится к просьбам взрослых, охотно помогает воспитателю в детском саду. Ему нравится, когда взрослые что-то поручают ему, а потом хвалят за результат. Появляется потребность в признании, уважении. Если процесс воспитания организован правильно, ребенок видит доверие и благодарность взрослых, воспитание ответственности у него будет успешным.

Нередко в этот период родители совершают серьезную ошибку: внутренне не желая расстаться с позицией незаменимого в судьбе ребенка человека, «опекуна», они начинают проявлять излишнюю заботливость, сюсюкаться с ним, пытаться что-то сделать за него. Другими словами, они снимают с ребенка ответственность. И еще обижаются, когда он протестует!

Например, ребенок складывает игрушки на полке так, как нравится ему, но мама всякий раз с ворчанием перекладывает их «как правильно» и делает сыну замечания.

Хотя ребенок еще мал, чтобы отвечать за других, но собственные зоны ответственности у него должны быть. Это не отменяет контроля со стороны родителей, но степень свободы ребенка с возрастом должна расширяться.

Ответственность детей старшего дошкольного возраста

Очень важно, чтобы процесс воспитания ответственности дал результаты к началу обучения в школе, так как к этому времени ребенку надо научиться контролировать свои поступки, выполнять общественные поручения, взаимодействовать с ровесниками уже на другом, более «зрелом» уровне.

В подготовительной группе детского сада с ребятами проводятся беседы о различных жизненных ситуациях, обсуждая которые, они открывают для себя суть поступков. Из этих рассуждений видно, что дети более глубоко понимают ситуации и судят о них не столь прямолинейно, как дети младшего возраста.

Например, воспитатели для занятий используют рассказ о том, как девочка помогала маме и случайно разбила красивую вазу, стоявшую на полке. Четырехлетние малыши дружно говорят, что девочка совершила плохой поступок: ваза ведь разбилась. Старшие дошкольники «зрят в корень»: девочка поступила правильно, помогая маме, а вазу она разбила не нарочно, поэтому мама ее поймет.

Ошибочно полагать, что к семи годам у детей формируется максимальная степень ответственности. Это не так: у большинства детей этот период отодвигается к средней школе и далее. Но в этом возрасте ребята начинают обдумывать мотивы поступков людей, их эмоции, переживания. У них появляется чувство сострадания, они могут серьезно переживать, если что-то не успевают выполнить в срок.

Взрослым важно не пропустить время, когда дети испытывают потребность в мудром и понимающем наставнике (это как раз дошкольный возраст). Не бойтесь доверять им, не страшитесь их ошибок и заблуждений, не наказывайте за неудачную инициативу – лучше попробуйте понять и объясните, почему что-то пошло не так. Дайте возможность исправиться. Ведь не случайно все современные системы воспитания (Монтессори, методика Никитиных и т.д.) основаны на предоставлении детям свободы при доброжелательном и ненавязчивом участии взрослых в организации процесса воспитания.

 В дополнение к статье «Воспитание ответственности» смотрите видео «Ответственный ребенок»:

Навигация

Предыдущая статья: ←

Комментарии:

Обсуждение: 3 комментария
  1. Margarita:

    При воспитании ответственности у детей важно не совершать глобальную ошибку: перекладывать всю ответственность С СЕБЯ на ребенка! Да, такое бывает!

    Например, родители переоценивают возможности своего ребенка и думают, что он «уже взрослый совсем» и начинают отпускать его одного в школу в том же 1 классе и не встречают его после школы. Или ребенка перестают контролировать в выполнении им уроков, приговаривая при этом: «Ты уже большой, школа и уроки — твоя работа. Выполнишь плохо — опозоришься перед учителем и всем классом, поэтому старайся, тебе отвечать, ты за всё школьное в ответе».

    А ведь если задуматься, ребенку еще нет 18 лет (хотя и до 40 лет и старше люди безответственны зачастую!) и отпуская его одного в школу и не встречая его можно просто потерять! И в переносном смысле и в буквальном!

    В переносном смысле — это тогда, когда ребенок может «срулить» с дороги домой в компании таких же, получается, беспризорников куда-нибудь, например, шататься по улицам или в гости к кому-нибудь из детей. Ребёнок, которому ПРЕДОСТАВИЛИ НЕКОНТРОЛИРУЕМУЮ СВОБОДУ (!) отбивается от родительских рук моментально, ему нравится быть таким вот «шалтаем-болтаем», шататься без дела, гулять. К 18 годам и даже раньше он будет «потеряшка» — потерянный, без дела и занятий, цели в жизни человек.

    И хорошо, если на их разгульном пути младших и средних классов школьников не встретятся бандиты, педофилы и маньяки! Тогда ребенка можно потерять в буквальном смысле, сколько случаев…

    В общем, детей необходимо постоянно контролировать, хоть нам, взрослым, это зачастую и лень (С утра нам поспать охота, многие не провожают своих детей до школы). Но это и есть — воспитание. И, воспитывая детей, мы тем самым и сами перевоспитываемся, избавляемся от той же лени.

  2. Zlatovlaska:

    Наверно многие слышали высказывание русского философа Бердяева: «Только свободный человек может быть ответственным и только ответственный человек может быть свободным».

    Мне очень импонирует эта мудрость, я сама говорила своим родителям в детстве, что если они хотят от меня ответственности, то пусть отстанут от меня со своей излишней опекой и гиперконтролем и дадут мне действовать самостоятельно! А иначе что же ожидать от ребенка ответа за свои слова и действия?

    Советую всем родителям дать свободу выбора своим детям и свободу слова. Но предупредить при этом, что ответственность они несут сами за свои действия. Только так человек почувствует свою важность, значимость и взрослость. А значит — свободу! И став свободным, когда у человека будет мотивация, выбор — только тогда он станет ответственным сам за себя. А потом научится брать ответственность и за других!

    Полезно для воспитания ответственности завести в доме собачку или кошечку или еще кого, кого нужно будет кормить. И поручить это дело ребенку.

    Ребенок, став «кормильцем» («родителем») вмиг почувствует себя важным взрослым и ответственным человеком!

  3. Melhiora:

    Присоединяюсь к мнению, что ребенок должен иметь выделенную зону ответственности в семье: то, что закреплено за ним «железно». Например, тот же уход за животным.Здесь крайне важно самим родителям быть последовательными. А то у меня есть знакомые, у которых в доме собака, кошка и морская свинка. Зак каждым зверьком, по их замыслу, должны были ухаживать дети (их трое: мальчик 8 лет, ему купили пуделя, девочка 6 лет, на День рождения подарили скотиш-фолда, младшенькой девочке 4,5 года, только что приобрели морскую свинку). Дети, конечно, радовались, сначала с энтузиазмом начинали ухаживать, гулять, кормить и т.д. А потом появились проблемы: сын пошел в секцию по хоккею с шайбой — с собакой гулять некому. Средней дочке на будущий год в школу, уже сейчас курсы посещает. Одним словом, весь «зоопарк» теперь на родителях. Я уверена, что эта история не единична. Так что, приучая ребенка к ответственности, нужно взвешивать и собственные силы: сможете ли вы помочь ребенку совместить его новые интересы со старыми обязанностями? Особенно если дело касается живого существа?

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К ГРУППЕ ВК
 
Логическая игра"Поймайте кота". Попробуйте окружить кота точками для того, чтобы он не убежал с поля. Не получилось? Не беда - начните сначала!
 
© 2017 Sonyaclub
Google+