Воспитание ответственности

Что такое воспитание ответственности у детей? В чем выражается это качество? Можно ли его воспитать у любого ребенка? Или ответственность – это то, с чем нужно родиться?

Воспитание ответственности

Парадоксально, но многие родители, искренне желая воспитать в ребенке это замечательное качество, внутренне оказываются не готовыми к необходимому уровню доверия, без которого невозможно его сформировать.

Ответственность можно и нужно воспитывать. Лучшее время для начала ее воспитания 3,5-5 лет. В этом возрасте детки внимательно смотрят на взрослых, особенно родителей, и хотят быть на них похожими. Они требуют, чтобы им разрешили многое делать самим. Это подходящий момент для воспитания ответственности, потому что есть мотивация: родителям стоит ее поддержать.

О чем важно помнить родителям при воспитании ответственности?

  • Ребенок мыслит и чувствует иначе: его сравнительно низкий уровень самосознания не позволяет ему заранее «просчитывать» последствия своих поступков
  • Не надо думать, что дети будут раз и навсегда запоминать все «можно» и «нельзя», которые услышат от родителей
  • Малыши зачастую не выполняют правила, установленные взрослыми, не из вредности, упрямства или лени, а потому, что просто не в состоянии их выполнить

Таким образом, при воспитании ответственности важно учитывать возрастные особенности ребенка и не ожидать слишком много.

Ответственность у детей до 4 лет

Если двухлетний малыш сталкивается с последствиями своих поступков лицом к лицу, и каждый раз это для него открытие, то, приближаясь к трехлетнему возрасту, он начинает критически относиться к запретам: а правда ли, что то, что «нельзя», действительно – нельзя? Проверка границ дозволенного – нормальное явление в этом возрасте:

  • Что будет, если засунуть палец в розетку?
  • А если дернуть кошку за хвост?
  • Будет ли включаться папин телефон, если его положить в таз с водой, а потом высушить на батарее?

Главное со стороны родителей в непростое время, совпадающее с возрастным кризисом ребенка, – как можно конкретнее обозначить границы допустимого поведения и быть последовательными в своих требованиях: если нельзя разбрасывать бумажки, то это правило не только для квартиры, но и для других общественных мест, и для улицы. Даже когда малыш станет капризничать и поступать вопреки, важно сохранять терпение и твердую позицию: нельзя.

Ответственность у детей до 5 лет

По-настоящему ответственным поведение ребенка становится примерно после 3,5 лет. Он уже достаточно осознанно относится к просьбам взрослых, охотно помогает воспитателю в детском саду. Ему нравится, когда взрослые что-то поручают ему, а потом хвалят за результат. Появляется потребность в признании, уважении. Если процесс воспитания организован правильно, ребенок видит доверие и благодарность взрослых, воспитание ответственности у него будет успешным.

Нередко в этот период родители совершают серьезную ошибку: внутренне не желая расстаться с позицией незаменимого в судьбе ребенка человека, «опекуна», они начинают проявлять излишнюю заботливость, сюсюкаться с ним, пытаться что-то сделать за него. Другими словами, они снимают с ребенка ответственность. И еще обижаются, когда он протестует!

Например, ребенок складывает игрушки на полке так, как нравится ему, но мама всякий раз с ворчанием перекладывает их «как правильно» и делает сыну замечания.

Хотя ребенок еще мал, чтобы отвечать за других, но собственные зоны ответственности у него должны быть. Это не отменяет контроля со стороны родителей, но степень свободы ребенка с возрастом должна расширяться.

Ответственность детей старшего дошкольного возраста

Очень важно, чтобы процесс воспитания ответственности дал результаты к началу обучения в школе, так как к этому времени ребенку надо научиться контролировать свои поступки, выполнять общественные поручения, взаимодействовать с ровесниками уже на другом, более «зрелом» уровне.

В подготовительной группе детского сада с ребятами проводятся беседы о различных жизненных ситуациях, обсуждая которые, они открывают для себя суть поступков. Из этих рассуждений видно, что дети более глубоко понимают ситуации и судят о них не столь прямолинейно, как дети младшего возраста.

Например, воспитатели для занятий используют рассказ о том, как девочка помогала маме и случайно разбила красивую вазу, стоявшую на полке. Четырехлетние малыши дружно говорят, что девочка совершила плохой поступок: ваза ведь разбилась. Старшие дошкольники «зрят в корень»: девочка поступила правильно, помогая маме, а вазу она разбила не нарочно, поэтому мама ее поймет.

Ошибочно полагать, что к семи годам у детей формируется максимальная степень ответственности. Это не так: у большинства детей этот период отодвигается к средней школе и далее. Но в этом возрасте ребята начинают обдумывать мотивы поступков людей, их эмоции, переживания. У них появляется чувство сострадания, они могут серьезно переживать, если что-то не успевают выполнить в срок.

Взрослым важно не пропустить время, когда дети испытывают потребность в мудром и понимающем наставнике (это как раз дошкольный возраст). Не бойтесь доверять им, не страшитесь их ошибок и заблуждений, не наказывайте за неудачную инициативу – лучше попробуйте понять и объясните, почему что-то пошло не так. Дайте возможность исправиться. Ведь не случайно все современные системы воспитания (Монтессори, методика Никитиных и т.д.) основаны на предоставлении детям свободы при доброжелательном и ненавязчивом участии взрослых в организации процесса воспитания.

 В дополнение к статье «Воспитание ответственности» смотрите видео «Ответственный ребенок»:

Навигация

Предыдущая статья: ←

Обсуждение: 3 комментария
  1. Margarita:

    При воспитании ответственности у детей важно не совершать глобальную ошибку: перекладывать всю ответственность С СЕБЯ на ребенка! Да, такое бывает!

    Например, родители переоценивают возможности своего ребенка и думают, что он «уже взрослый совсем» и начинают отпускать его одного в школу в том же 1 классе и не встречают его после школы. Или ребенка перестают контролировать в выполнении им уроков, приговаривая при этом: «Ты уже большой, школа и уроки — твоя работа. Выполнишь плохо — опозоришься перед учителем и всем классом, поэтому старайся, тебе отвечать, ты за всё школьное в ответе».

    А ведь если задуматься, ребенку еще нет 18 лет (хотя и до 40 лет и старше люди безответственны зачастую!) и отпуская его одного в школу и не встречая его можно просто потерять! И в переносном смысле и в буквальном!

    В переносном смысле — это тогда, когда ребенок может «срулить» с дороги домой в компании таких же, получается, беспризорников куда-нибудь, например, шататься по улицам или в гости к кому-нибудь из детей. Ребёнок, которому ПРЕДОСТАВИЛИ НЕКОНТРОЛИРУЕМУЮ СВОБОДУ (!) отбивается от родительских рук моментально, ему нравится быть таким вот «шалтаем-болтаем», шататься без дела, гулять. К 18 годам и даже раньше он будет «потеряшка» — потерянный, без дела и занятий, цели в жизни человек.

    И хорошо, если на их разгульном пути младших и средних классов школьников не встретятся бандиты, педофилы и маньяки! Тогда ребенка можно потерять в буквальном смысле, сколько случаев…

    В общем, детей необходимо постоянно контролировать, хоть нам, взрослым, это зачастую и лень (С утра нам поспать охота, многие не провожают своих детей до школы). Но это и есть — воспитание. И, воспитывая детей, мы тем самым и сами перевоспитываемся, избавляемся от той же лени.

  2. Zlatovlaska:

    Наверно многие слышали высказывание русского философа Бердяева: «Только свободный человек может быть ответственным и только ответственный человек может быть свободным».

    Мне очень импонирует эта мудрость, я сама говорила своим родителям в детстве, что если они хотят от меня ответственности, то пусть отстанут от меня со своей излишней опекой и гиперконтролем и дадут мне действовать самостоятельно! А иначе что же ожидать от ребенка ответа за свои слова и действия?

    Советую всем родителям дать свободу выбора своим детям и свободу слова. Но предупредить при этом, что ответственность они несут сами за свои действия. Только так человек почувствует свою важность, значимость и взрослость. А значит — свободу! И став свободным, когда у человека будет мотивация, выбор — только тогда он станет ответственным сам за себя. А потом научится брать ответственность и за других!

    Полезно для воспитания ответственности завести в доме собачку или кошечку или еще кого, кого нужно будет кормить. И поручить это дело ребенку.

    Ребенок, став «кормильцем» («родителем») вмиг почувствует себя важным взрослым и ответственным человеком!

  3. Melhiora:

    Присоединяюсь к мнению, что ребенок должен иметь выделенную зону ответственности в семье: то, что закреплено за ним «железно». Например, тот же уход за животным.Здесь крайне важно самим родителям быть последовательными. А то у меня есть знакомые, у которых в доме собака, кошка и морская свинка. Зак каждым зверьком, по их замыслу, должны были ухаживать дети (их трое: мальчик 8 лет, ему купили пуделя, девочка 6 лет, на День рождения подарили скотиш-фолда, младшенькой девочке 4,5 года, только что приобрели морскую свинку). Дети, конечно, радовались, сначала с энтузиазмом начинали ухаживать, гулять, кормить и т.д. А потом появились проблемы: сын пошел в секцию по хоккею с шайбой — с собакой гулять некому. Средней дочке на будущий год в школу, уже сейчас курсы посещает. Одним словом, весь «зоопарк» теперь на родителях. Я уверена, что эта история не единична. Так что, приучая ребенка к ответственности, нужно взвешивать и собственные силы: сможете ли вы помочь ребенку совместить его новые интересы со старыми обязанностями? Особенно если дело касается живого существа?

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

Виджеты

Это место для ваших персональных виджетов. Ставьте из админки - рубрики, архивы, метки, календарь, свежие комментарии, произвольное меню и др.

© 2020 Sonyaclub
Google+