Воспитание таланта

Воспитание таланта – это особый процесс, в котором важно придерживаться принципа «не навреди». Связано это с тем, что видение взрослых и интересы ребенка могут быть диаметрально противоположными, и возникает проблема: мама хочет видеть сына гениальным пианистом вопреки его желанию учиться конструировать.

Дискуссии о природе таланта не утихают: кто-то считает, что каждый ребенок талантлив по-своему и не надо ему мешать своим воспитанием, кто-то, напротив, говорит, что талант проявляется позже, некоторые утверждают, что это удел избранных и бессмысленно искать «дар Божий» там, где его нет. Мнений много, но вплотную этим вопросом занялись японцы.

Воспитание таланта

В 1946 году педагог и скрипач С. Судзуки открыл первый в мире Институт воспитания таланта в Мацумото. Он одним из первых сформулировал идеи раннего развития детей с целью раскрыть их природные способности. Идеи Судзуки уже в наши дни неожиданно подхватил и упрочил глава компании «Сони» М. Ибука. Он же стал главой исследовательского центра в Мацумото и разработал ряд рекомендаций по воспитанию таланта у детей.

Как раскрыть талант ребенка?

Согласно мнению М. Ибуки, в основе успешной стратегии по раскрытию одаренности детей лежит следование двум принципам:

  1. Нужно развивать не одну, а все способности маленького человека
  2. Самый продуктивный возраст для этого – до 3 лет (С. Судзуки считал, что до 6 лет)

Таким образом, спор о том, заложен ли талант от природы или он развивается в течение жизни, совершенно бессмыслен, потому что, если начать уделять внимание развитию ребенка в раннем возрасте, то он непременно проявит свои дарования. М. Ибука утверждает, что гением или дураком человека делает не природа, а воспитание или обучение. Если оно запаздывает, то у человека меньше шансов стать всесторонне развитым, проявить одаренность в какой-либо области.

Уже есть результаты педагогов более чем из 40 стран, следующих методике М. Ибуки «Воспитание таланта». Они свидетельствуют о том, что в возрасте до 3 лет дети обладают способностью усваивать огромные объемы информации. Они достаточно легко овладевают иностранными языками, хорошо воспринимают музыку, особенно классическую, учатся играть на разнообразных музыкальных инструментах. У них гармонично развиваются оба полушария головного мозга, так что они прекрасно владеют при письме и рисовании и правой, и левой рукой. Ибука доказал, что чем разнообразнее занятия ребенка в этом возрасте, чем насыщеннее занятия с ним, тем легче он усваивает новое и закрепляет уже полученные знания.

Единственное, что может помешать развитию детей, это скептицизм самих взрослых, которые думают, что если что-то дается им самим с большим трудом, то не менее тяжко это и для ребенка. На самом деле, мировой опыт показывает, что развить таланты по этой методике можно у любого ребенка, независимо от его происхождения, исходных бытовых условий, наследственности.

Методы воспитания таланта

Можно ли развить талант ребенка в одиночку? Конечно, нет. Нужна особенная педагогическая среда, в которой ребенок будет находиться достаточное количество времени как дома, так и в дошкольном учреждении и в школе.

Для раскрытия таланта необходима мотивация ребенка, его стремление к деятельности и побуждающий труд воспитателя – педагога или родителя. Одним из методов выявления задатков ребенка является наблюдение. Например, если малыш с рождения активно реагирует на звуки, позже старается их воспроизводить, интонировать, ритмично двигается в такт музыке, можно говорить о его музыкальных задатках. Если он стремится экспериментировать с цветом, подолгу рассматривает иллюстрации в книгах, пытается рисовать, то так проявляются художественные способности. Но достаточно ли этих проявлений для воспитания таланта?

Нет, говорят педагоги, если на это не обращать внимания и не стимулировать то, что заложено природой, скорее всего, талант не разовьется. А вот если давать ребенку развивающие задания, поощрять его труд, мотивировать его на дальнейшие достижения участием в выставках, концертах, мероприятиях, то он действительно может достичь в этом высот.

Интересна статистика, сделанная педагогами в одном из детсадов, занимающимся ранним развитием талантов детей. Из 22 детей в группе:

  • 36% проявили интеллектуальную одаренность (склонность к глубокому освоению точных дисциплин)
  • 64% – творческую одаренность: из них 18% к музыке, 19% – к рисованию, 27% – проявили актерские способности
  • Более 50% детей проявили таланты в нескольких областях

Если вспомнить биографии всемирно известных личностей, то мы увидим, что их одаренность с детства поддерживалась родителями. С. Ковалевская росла в доме, где стены были исписаны математическими формулами, маленькому Моцарту, заворожено слушавшему, как прекрасно играет на клавесине мать, родители разрешали извлекать звуки из инструмента, хотя он был слишком мал, чтобы играть и даже ходить. А. Грибоедов в 3 года уже читал, в 11 лет стал студентом университета, а в 16 его выпускником. С. Есенин в 5 лет начал читать, а в 9 написал первые стихи. Их родители не знали методик раннего развития, но интуитивно чувствовали, как важно не мешать детям проявлять индивидуальность.

Об этом должны помнить и мы, современные родители, потому что, по словам Экзюпери, самое непоправимое в воспитании – то, что «в каждом ребенке может быть убит Моцарт».

Навигация

Комментарии:

Обсуждение: 4 комментария
  1. Таня:

    А разве конструирование и пианино, занятие музыкой — «диаметрально противоположны»? Ведь в предыдущих статьях было написано, что занятия музыкой нисколько не мешают остальным занятиям и даже помогают заниматься чем-то ещё диаметрально противоположным, например, спортом?.. 🙂

    Как писал А.С. Пушкин: «Мы все учились понемногу: чему-нибудь и как-нибудь»…

    Вот есть пословица: «Не путайте Божий дар с яичницей». Так талант, в котором 99% труда (развития таланта, то бишь) — это как раз не Дар Божий! Даже попугая можно научить говорить, а что с животными в цирке вытворяют: как они поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах и даже рисуют!

  2. Melhiora:

    А как вам выражение «зарыл талант в землю»? Это значит, что не развивал, не вкладывался, не трудился.Хоть и говорят, что талантливый человек талантлив во всем, но вопрос приоритетов существует. И если говорить о приоритетах, то, на мой взгляд,в приоритете то, к чему склонен сам ребенок: нравится конструировать, пусть большую часть времени уделяет этому занятию, совершенствуется в нем. Удалось заинтересовать музыкой? Пусть осваивает музыкальный инструмент, только с желанием,иначе ничего хорошего из этого не выйдет. Я не согласна, что талан не требует труда. Как говорится, «Бог даст, но на тарелочке не принесет».

  3. Мисс Совершенство:

    А как Вам такое выражение: «Талант не пропьёшь»? Это я к тому, что нельзя «убить Моцарта» в человеке, нельзя пересилить природу вообще. Росток зелёного растения всегда упрямо лезет даже через асфальт. Так и талант, божий дар — не надо развивать и 10 лет учиться игре на инструменте — человек берет инструмент и играет. Не надо учить ребенка рисовать — он берет кисть и рисует лучше взрослых учителей) а талантливый — талантлив во всем. Свыше это, Бог в лоб поцеловал человека и талант, как и ум — не скроешь и не зароешь, не убьёшь и не пропьёшь! Если это истинный ТАЛАНТ, БОЖИЙ ДАР, а не «данные» к чему-то, не «яичница». Художник от Бога не может не писать картины, музыкант, певец от Бога — не может не петь, не играть! А все остальное — это выуживание денег с родителей посредством разных «методик развития».

  4. Melhiora:

    Я во многом согласна с вами, Мисс Совершенство,но в оригинале поговорка звучит несколько по-другому: «Мастерство не пропьешь». Мастерство — это развившийся талант, навыки. А талант — это задатки, их запросто можно «пропить», «закопать в землю» и просто не заметить. Мне ближе принцип «Талантам надо помогать — бездарности прорвутся сами». Для того мы и родители, чтобы видеть, к чему стремится ребенок, и способствовать ему в этом. А не ждать, когда он сам «пролезет через асфальт». Сколько при этом тратить денег, это вопрос индивидуальный. Вы действительно считаете, что если ребенок музыкант от Бога, то ему не обязательно посещать музыкальную школу? И одаренного от природы художника тоже учить нечему? Лично я не думаю, что это «выуживание денег с родителей».

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К ГРУППЕ ВК
 
Логическая игра"Поймайте кота". Попробуйте окружить кота точками для того, чтобы он не убежал с поля. Не получилось? Не беда - начните сначала!
 
© 2017 Sonyaclub
Google+