Ребёнок боится отвечать у доски

Дети идут в школу и тут же сталкиваются с новыми требованиями и правилами. Одним из них является необходимость выступать перед учителем и классом. И хорошо, если новоиспечённый школьник без проблем демонстрирует свои знания и навыки, не обращая внимания на взгляды одноклассников. А что делать, если ребёнок боится отвечать у доски, начинает потеть, бледнеть или краснеть? И простой выход из-за парты для него становится настоящим испытанием. В результате возникают проблемы – прежде всего у школьника, а также у педагога, который не знает, какую оценку ему ставить, и у родителей, не понимающих, откуда взялись двойки в дневнике. Давайте узнаем, что по этому поводу думают психологи.

Ребёнок боится отвечать у доски

Почему ребёнок боится отвечать у доски

Специалисты выделяют две главные причины боязни отвечать у доски. Это индивидуальные особенности ребёнка – чаще всего с такой проблемой сталкивают дети с меланхоличным или флегматичным типом темперамента. А также предшествующий негативный опыт, когда ученик руководствуется мотивом избегания неудачи.

Кроме того, спровоцировать такой школьный страх могут следующие негативные факторы.

  1. Незнание материала. Эта ситуация встречается довольно часто и, к счастью, легко исправляется. Решить проблему можно, если усиленно готовиться к урокам. Не просто зазубривать, а разбираться в задании.
  2. Речевое нарушение. Тут тоже всё понятно. Сегодняшние первоклассники часто страдают от речевых нарушений. Это может быть как логоневроз (заикание), так и неправильное произношение звуков. А это чревато насмешками соседей по парте.
  3. Плохие отношения в классе. Если ребёнок является изгоем, подвергается травле со стороны однокашников, то проблем с ответами у доски не избежать. Насмешки, издёвки могут смутить даже самого умного ученика.
  4. Перфекционизм. Ребёнок боится отвечать у доски и из-за собственного перфекционизма – стремления к совершенству. Он хочет сделать всё идеально, поэтому волнуется, расстраивается, если идёт что-то не так.
  5. Конфликт с учителем. Не все педагоги, к сожалению, корректны по отношению к детям. Чувствительный ребёнок может бояться грубого и резкого голоса учителя. Ещё хуже, если педагог позволяет себе отпускать шуточки в отношении к такому ученику.

Кроме того, страх ответов у доски может быть вызван некорректным поведением родителей. Они внушают ребёнку, что тот обязан получать только хорошие оценки. В результате тот вообще боится выступать перед классом, чтобы не заполучить в дневник двойку или тройку.

Как помочь ребёнку

Решить проблему родители смогут, начав с самих себя. Нужно понять одну простую вещь – нельзя требовать от ребёнка только хороших оценок. Эту же мысль стоит донести и до самого испуганного школьника. Если это получится, то можно переходить к другим способам и шагам. Что же поможет в такой ситуации?

  1. Частые публичные выступления. Предоставьте ребёнку возможность чаще выступать на публике – пусть это будет бабушка, другие близкие родственники. Главное, чтобы у него сформировалась привычка чувствовать себя легко и свободно тогда, когда на него смотрят люди.
  2. Репетиция уроков. Минимизировать риск осечек при ответе у доски поможет тренировка выступления. Попробуйте отрепетировать урок пошагово: ребёнок тянет руку, идёт к доске, чётко произносит задание. Такая тренировка дополнительно снизит страх публичных выступлений.
  3. Напоминание о хорошем. Напоминайте ребёнку о том, что раньше он успешно выступал на публике. К примеру, громко и с выражением зачитывал стихотворение на утреннике. Предложите вспомнить то ощущение лёгкости и успеха. Если таких воспоминаний и опыта нет, нужно его создать. Возможно, ребёнок захочет записаться в театральный кружок?
  4. Похвала. Стеснительных и скромных детей нужно хвалить: часто и искренне. За каждый успех, пусть даже совсем крохотный, не забудьте выразить одобрение. При этом недостаточно просто сказать «молодец», важно указать на то, что ребёнок выглядел уверенно, говорил громко и пр.

Итак, мы постарались разобраться в том, почему ребёнок боится отвечать у доски и как ему помочь. Проблема действительно серьёзная, поэтому решать её нужно комплексно. Наверняка понадобится помощь педагога и школьного психолога. Но в любом случае важно принимать ребёнка таким, какой он есть. Не ругать за его особенности, а хвалить за каждый успех. Лишь в этом случае получится исправить эту ситуацию.

Навигация

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

Виджеты

Это место для ваших персональных виджетов. Ставьте из админки - рубрики, архивы, метки, календарь, свежие комментарии, произвольное меню и др.

© 2021 Sonyaclub
Google+