Как развить эмоциональный интеллект у ребёнка — Sonyaclub

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему троечники и хулиганы часто делают успешную карьеру, а «ботаники»-отличники остаются у разбитого корыта? Оказывается, для человека важно развивать не только умственные способности, но и эмоциональный интеллект. И нужно это начинать как можно раньше, чуть ли не с рождения. Как развить эмоциональный интеллект у ребёнка, чтобы он был гармонично развитой личностью и уверенно чувствовал себя в обществе? Давайте разбираться.

Эмоциональный интеллект или EQ – это совокупность навыков человека понимать свои и чужие эмоции, легко справляться со стрессовыми ситуациями, полноценно общаться, решать проблемы и находить компромисс.

Всего тридцать лет назад считалось, что эти навыки у человека появляются сами собой, и их не нужно развивать дополнительно. Но психологи всё чаще стали сталкиваться с эмоционально неуравновешенными людьми, неспособными добиться успеха в жизни. И это при том, что уровень умственного интеллекта у них необычайно высок.

Сейчас высокий эмоциональный интеллект можно назвать преобладающим навыком выживания. Благодаря ему люди быстро адаптируются в новых условиях, адекватно себя ведут в критических ситуациях, умеют сообща достигать консенсуса.

Условно эмоциональный интеллект можно разделить на четыре составляющие.

  1. Распознавание эмоций по мимике, жестам, голосу.
  2. Понимание причинно-следственной связи между эмоциями и событиями, их вызвавшими.
  3. Контроль собственных эмоций и умение направлять их для достижения нужных целей.
  4. Манипулирование чужими эмоциями.

Сложно? Нисколько! Всё это умеет делать годовалый малыш, ведь не зря детей часто называют манипуляторами, которые из любящих родственников верёвки вьют. Ребёнок всегда знает, какое настроение у мамы и когда можно «надавить» на неё, чтобы получить желаемое.

Это могут все дети, но как развить эмоциональный интеллект у ребёнка, чтобы он мог стать успешным во взрослой жизни, умел находить общий язык с окружающими, свободно чувствовал себя в коллективе и мог добиваться желаемого не только от близких людей?

В первые годы своей жизни, примерно до трёх лет, ребёнок учится общаться – с родителями, сверстниками, взрослыми людьми. Он безошибочно определяет дружелюбную и враждебную интонации, учится доверять добрым людям и остерегаться холодных и равнодушных. В этот период желательно сделать всё, чтобы ребёнок постоянно находился в эмоционально комфортной для него обстановке во избежание появления страхов, которые будут преследовать его всю жизнь.

После трёх лет ребёнок ощущает себя самостоятельной личностью. Он смело заявляет о своём «Я», своих желаниях и потребностях, которые порой идут вразрез с желаниями родителей. И те, не выдерживая, прибегают к наказаниям, хватаются за ремень, не понимая, что тем самым сами отталкивают ребёнка от себя, вызывают в нём агрессию и желание идти наперекор всему.

От рождения и вплоть до школьного возраста с ребёнком нужно постоянно общаться, читать ему книжки, рассказывать на ночь сказки и истории из жизни, заниматься совместной домашней работой, ходить в походы и на рыбалку. Обязательно интересоваться его мнением, спрашивать, что он чувствует в той или иной ситуации, поощрять добрые ролевые игры, такие, например, как «дочки-матери» или кукольный театр.

В более старшем возрасте будет идеально, если родитель станет сыну или дочери другом. Будет воспринимать его как самостоятельную личность и считаться с его решениями. Школьный возраст – самый сложный, именно в это время окончательно формируется эмоциональный интеллект. И здесь главное, не оставлять подростка наедине со своими проблемами.

Необходимо интересоваться его делами, учёбой, интересами, взаимоотношениями со сверстниками и преподавателями. Причём не формально, а искренне. И подробно разбирать каждую проблемную ситуацию.

Именно дружить, быть на равных, не пользоваться властью взрослого, не заставлять силой, а мудро наставлять, позволять принимать собственные решения, дать возможность почувствовать уверенность в своих силах. И тогда перед вами не будет стоять вопрос, как развить эмоциональный интеллект у ребёнка, вы не будете бегать по психологам и жаловаться, что у вас сложный подросток.

    Метки: возраст, интеллект, как развить эмоциональный интеллект у ребёнка, личность, навык, подросток, проблема, психолог, ребенок, родитель, самостоятельность, сверстник, эмоциональный, эмоция     

Sonyaclub - все о детях: воспитание, здоровье, мода, развитие детей