Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему троечники и хулиганы часто делают успешную карьеру, а «ботаники»-отличники остаются у разбитого корыта? Оказывается, для человека важно развивать не только умственные способности, но и эмоциональный интеллект. И нужно это начинать как можно раньше, чуть ли не с рождения. Как развить эмоциональный интеллект у ребёнка, чтобы он был гармонично развитой личностью и уверенно чувствовал себя в обществе? Давайте разбираться.
Эмоциональный интеллект или EQ – это совокупность навыков человека понимать свои и чужие эмоции, легко справляться со стрессовыми ситуациями, полноценно общаться, решать проблемы и находить компромисс.
Всего тридцать лет назад считалось, что эти навыки у человека появляются сами собой, и их не нужно развивать дополнительно. Но психологи всё чаще стали сталкиваться с эмоционально неуравновешенными людьми, неспособными добиться успеха в жизни. И это при том, что уровень умственного интеллекта у них необычайно высок.
Сейчас высокий эмоциональный интеллект можно назвать преобладающим навыком выживания. Благодаря ему люди быстро адаптируются в новых условиях, адекватно себя ведут в критических ситуациях, умеют сообща достигать консенсуса.
Условно эмоциональный интеллект можно разделить на четыре составляющие.
- Распознавание эмоций по мимике, жестам, голосу.
- Понимание причинно-следственной связи между эмоциями и событиями, их вызвавшими.
- Контроль собственных эмоций и умение направлять их для достижения нужных целей.
- Манипулирование чужими эмоциями.
Сложно? Нисколько! Всё это умеет делать годовалый малыш, ведь не зря детей часто называют манипуляторами, которые из любящих родственников верёвки вьют. Ребёнок всегда знает, какое настроение у мамы и когда можно «надавить» на неё, чтобы получить желаемое.
Это могут все дети, но как развить эмоциональный интеллект у ребёнка, чтобы он мог стать успешным во взрослой жизни, умел находить общий язык с окружающими, свободно чувствовал себя в коллективе и мог добиваться желаемого не только от близких людей?
В первые годы своей жизни, примерно до трёх лет, ребёнок учится общаться – с родителями, сверстниками, взрослыми людьми. Он безошибочно определяет дружелюбную и враждебную интонации, учится доверять добрым людям и остерегаться холодных и равнодушных. В этот период желательно сделать всё, чтобы ребёнок постоянно находился в эмоционально комфортной для него обстановке во избежание появления страхов, которые будут преследовать его всю жизнь.
После трёх лет ребёнок ощущает себя самостоятельной личностью. Он смело заявляет о своём «Я», своих желаниях и потребностях, которые порой идут вразрез с желаниями родителей. И те, не выдерживая, прибегают к наказаниям, хватаются за ремень, не понимая, что тем самым сами отталкивают ребёнка от себя, вызывают в нём агрессию и желание идти наперекор всему.
От рождения и вплоть до школьного возраста с ребёнком нужно постоянно общаться, читать ему книжки, рассказывать на ночь сказки и истории из жизни, заниматься совместной домашней работой, ходить в походы и на рыбалку. Обязательно интересоваться его мнением, спрашивать, что он чувствует в той или иной ситуации, поощрять добрые ролевые игры, такие, например, как «дочки-матери» или кукольный театр.
В более старшем возрасте будет идеально, если родитель станет сыну или дочери другом. Будет воспринимать его как самостоятельную личность и считаться с его решениями. Школьный возраст – самый сложный, именно в это время окончательно формируется эмоциональный интеллект. И здесь главное, не оставлять подростка наедине со своими проблемами.
Необходимо интересоваться его делами, учёбой, интересами, взаимоотношениями со сверстниками и преподавателями. Причём не формально, а искренне. И подробно разбирать каждую проблемную ситуацию.
Именно дружить, быть на равных, не пользоваться властью взрослого, не заставлять силой, а мудро наставлять, позволять принимать собственные решения, дать возможность почувствовать уверенность в своих силах. И тогда перед вами не будет стоять вопрос, как развить эмоциональный интеллект у ребёнка, вы не будете бегать по психологам и жаловаться, что у вас сложный подросток.
Метки: возраст, интеллект, как развить эмоциональный интеллект у ребёнка, личность, навык, подросток, проблема, психолог, ребенок, родитель, самостоятельность, сверстник, эмоциональный, эмоция