Не секрет, что подавляющее большинство психологических проблем, комплексов, в том числе и заниженная самооценка, имеют корни в детстве и обусловлены неправильными воспитательными методами. Формирование адекватной самооценки у ребёнка – важная родительская задача, поскольку именно разумное восприятие своих преимуществ и недостатков помогает подросткам и молодым людям занять достойное место в жизни. Рекомендации психологов позволят понять, как помочь ребёнку оценивать себя адекватно, а от каких воспитательных методов лучше отказаться, чтобы не навредить своему чаду.
Под этим психологическим феноменом понимают оценивание детьми собственных качеств, навыков, своего местоположения в детском и взрослом коллективе. Самооценивание начинает формироваться практически с первых дней жизни, когда ребёнок осознаёт себя нужным маме и ощущает базовое доверие к окружающему миру. Однако основное формирование адекватной самооценки у ребёнка происходит в дошкольном возрасте.
Однако не всегда дети себя воспринимают адекватно. У некоторых малышей развивается завышенная самооценка, что выражается в капризности, импульсивности, обидчивости, требовательности и конфликтности. Такого ребёнка легко заметить в любой детской группе: он всяческими способами старается обращать на себя внимание и занять лидерские позиции.
Ещё один вариант самооценки – заниженная. Психологи убеждены, что подобное восприятие собственного «Я» гораздо опаснее, чем предыдущий вариант, поскольку мешает нормальному развитию. Такие дети отличаются малой активностью, замкнутостью, нерешительностью и ранимостью. Во взрослой жизни это помешает реализации в карьерном росте и в личных отношениях.
Оптимальный вариант самооценивания – адекватный, или высокий. Дети с нормальным восприятием собственного «Я» отличаются любознательностью, жизнерадостностью, общительностью, открытостью. Они способны решать конфликты, прислушиваться к конструктивной критике взрослого человека и ровесников.
Обычно если у родителей нет особых сложностей с воспитанием, то самооценка у ребёнка оптимальная, достаточно высокая для гармоничного интеллектуального и эмоционального развития. Если же имеются определённые трудности в семейных взаимоотношениях, учёбе и отношениях с ровесниками, то стоит задуматься над детским самовосприятием.
Восприятие ребёнком своих возможностей сложно сформировать за короткий срок. Напротив, это процесс продолжительный, кропотливый и, даже можно сказать, круглосуточный. Главная роль в нём принадлежит, безусловно, родителям. Как они могут помочь своим детям?
- Старайтесь воспринимать своего ребёнка таким, какой он есть: со всеми достоинствами и отрицательными качествами. Конечно, последние можно корригировать, однако делать это необходимо крайне осторожно.
- Сравнивайте своё чадо исключительно с самим собой. Сегодняшний рисунок получился более удачным, нежели вчерашний? Обязательно отмечайте этот пусть небольшой, но всё же успех.
- Критикуйте конструктивно, без оскорблений и криков. Нельзя говорить ребёнку, что он бездарен, глуп, из него ничего путного не выйдет. Напротив, указывайте, что с его хорошей памятью он сможет выучить много нового.
- Поощряйте детские инициативы, ведь это ведёт к самостоятельности и автономности. Ребёнок предлагает вместе приготовить обед? Обязательно соглашайтесь и помогайте, но не перетягивайте «всё одеяло» на себя.
- Не убеждайте ребёнка в его исключительности, пусть он по возможности адекватно относится к своим возможностям. Хвалить малыша, конечно, нужно, но в разумных пределах, чтобы он учился бороться за победу.
- Не контролируйте всякий шаг ребёнка. Вы ведь не желаете завязывать шнурки девятилетнему недорослю? Подобная неразумная родительская политика чревата несамостоятельностью, инфантильностью и нарушением самооценки.
Формирование адекватной самооценки у ребёнка – задача не самая лёгкая, но вполне осуществимая. Конечно, плоды родительских усилий не будут видны мгновенно, однако если кропотливо, ежедневно поддерживать в детях уверенность и избегать чрезмерной опеки, то вам не придётся долгие годы утешать тревожного «неудачника» или спускать на землю наглого «эгоиста».
Метки: адекватный, воспитание детей, восприятие, высокий, конструктивный, малыш, оптимальный, психолог, развитие, ребенок, ровесник, родитель, самооценивание, самооценка, формирование, Формирование адекватной самооценки у ребёнка