В народе говорят: доброе слово и коту приятно. И с этим трудно не согласиться, приятно доброе слово и детям, более того – оно им жизненно необходимо. Однако в некоторых случаях ненужная, лишняя, неадекватная моменту похвала способна принести только вред. Именно поэтому стоит разобраться в том, как нельзя хвалить ребёнка. А ещё следует понять, как не перейти тончайшую грань между объективным пониманием результатов детской деятельности и грубой лестью, как избегать ненужных сравнений с ровесниками и в каких ситуациях лучше промолчать. В конце концов, похвала детей – настоящее искусство, которому должны научиться все мамы и папы.
С другой стороны, в чём сложность правильно похвалить своего ребёнка? Просто говори «молодец» за каждую пятёрку и хороший поступок. Однако не всё так просто, вот и многие родители постоянно переживают из-за того, что перехвалят и вырастят избалованного малыша или, наоборот, воспитают настоящего изгоя и «отшельника».
Давайте узнаем, что говорят психологи о том, какие способы поощрения не стоит применять в отношении детей.
- Похвала с «Но». К примеру, родители говорят: «Конечно, хорошо, что ты получил пятёрку, но всё равно за четверть у тебя выйдет четвёрка». Вроде бы ничего страшного, но вот это самое «Но» является обесцениванием похвалы. Если уж вы решили похвалить ребёнка, то обойдетесь без неприятных отступлений.
- Оценка личности. Психологи убеждены в том, что важно критика и похвала не личности ребёнка, а его поступков. То есть не нужно постоянно говорить, что он молодец, умница, великий художник и т.д. Следует оценивать поступок: «Ты замечательно изобразил собаку на рисунке, она почти как настоящая».
- Дежурная похвала. Беспричинное поощрение не приносит пользу ребёнку. К примеру, если родитель по сто раз на дню говорит своему чаду, какой он хороший и замечательный, просто формирует привычку. И тут возможны несколько вариантов последствий: постоянное привлечение внимания всеми способами, нежелание вообще что-то делать, эгоцентризм.
- Игнорирование мелких успехов. Ещё одна крайность, негативно влияющая на развитие ребёнка. Взрослые, боясь его избаловать, не замечают малых успехов и не считают необходимым хвалить за них. Дети же мотивированы на то, чтобы постоянно получать позитивное подкрепление. Так что важно как-то соблюсти баланс между избытком и недостатком поощрений.
В целом задача родителей – сформировать адекватную самооценку у ребёнка. Идеально – если он будет знать свои сильные и слабые стороны. Сделать это можно посредством грамотной похвалы и конструктивной критики. Для этого же нужно знать и то, как правильно хвалить ребёнка.
Правильная похвала: за что и как
С тем, как нельзя хвалить ребёнка, мы разобрались. Теперь следует разобраться в адекватных способах реагирования на детские поступки. Психологи предлагают исходить из особенностей самого ребёнка: одним достаточно одобрительного взгляда, другие же буквально чахнут без подробного одобрения. Что же, вполне здравый подход.
Кроме того, специалисты советуют хвалить детей за:
- отметки;
- потраченные усилия;
- полученный результат;
- проявленные качества.
При этом не все эти категории равнозначны и одинаково ценны. К примеру, школьные отметки – довольно субъективное явление. Ведь не секрет, что учителя могут ставить хорошие оценки своим любимчикам и, наоборот, снижать отметки тем, кто им не нравится. Да, хвалить нужно, но осторожно, а ещё лучше – отмечать знания.
А вот усилия ребёнка нужно одобрять в обязательном порядке. Пусть даже если эти попытки и не привели к желаемому (идеальному) результату. На некоторых этапах жизни большую ценность представляют именно усилия (мотивация, желания), а не итог. Достижения, они же полученный результат, тем более должны поощряться. При этом важны не дежурные похвалы, а конкретное одобрение. То же самое касается и проявленных качеств, например, ребёнок самостоятельно приготовил ужин, пусть даже и забрызгал кетчупом кухню. Тут нужно похвалить и одновременно тактично указать на допущенные оплошности.
Итак, мы постарались разобраться в том, как нельзя хвалить ребёнка. Конечно, не всё так однозначно, как об этом говорится в психологической литературе. Без терпения, внимания и любви к детям достичь хорошего результата очень сложно. Впрочем, как и без грамотной похвалы и конструктивной критики.
Метки: внимание, как нельзя хвалить ребёнка, критика, личность, одобрение, оценка, поощрение, поступок, похвала, ребенок, результат, усилие, успех